Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 по делу n А20-6298/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                         Дело №   А20-6298/2014 

03 августа 2015 г.              

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2015 г.

                                                                        

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей:  Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 27 апреля 2015 года по делу № 20-6298/2014,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск», г. Пятигорск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик,

о признании недействительными решения, предписания УФАС по КБР по делу №06/18- 14 и постановления о наложении щтрафа по делу об административном правонарушении от 16.12.2014г. по делу № 06а/46-14 (судья Л.К. Дабагова),

при участии  в судебном заседании:

от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - Кулиев М.М. по доверенности №170/2-1-15 от 14.01.2015;

от УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике – Балкаров З.Х. по доверенности №06/56 от 14.01.2015.

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительными решения, предписания по делу об административном правонарушении от 16.12.2014г. по делу № 06/18-14, а также постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 16.12.2014г. по делу № 06а/4614.

Решением суда от 27 апреля 2015 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск», г. Пятигорск о признании недействительными решения, предписания по делу об административном правонарушении от 16.12.2014г. по делу № 06/18-14 , а также постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 16.12.2014г. по делу № 06а/4614 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике отказано.

Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.  

Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, вмешавшись в гражданско-правовые отношения; состава правонарушения не имеется.

Представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

 УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

При этом  УФАС по КБР считает, что обществом пропущен десятидневный срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

Представитель общества просил восстановить срок, указав на то, что им обжаловалось решение суда о решении предписании и постановлении о привлечении к административной ответственности, просил восстановить срок.

Апелляционный суд, изучив доводы, установил, что рассматриваемое дело имеет особенности, поскольку ненормативный акт  – решение УФАС является документом, подтверждающим событие правонарушение, заявленные требования подлежат совместному рассмотрению, решение суда обжалуется в целом, поэтому применяется общий срок обжалования.  Жалоба подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 27 апреля 2015 года по делу № 20-6298/2014 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что в адрес УФАС по КБР поступила жалоба индивидуального предпринимателя Пальчиковой М.В. на действия ООО «Гапзпром межрегионгаз Пятигорск» по необоснованному начислению сумм за газ по производительности газопотребляющего оборудования.

Приказом №87 от 22.04.2014 возбуждено дело №06/18-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», создана комиссия по проведению проверки, в ходе которой комиссия установлено отсутствие у общества оснований для признания приборов учета газа ИП Пальчиковой М.В. недействительными и для расчета абоненту сумм за газ по нормативу исходя из используемого газопотребляемого оборудования.

В результате комиссия пришла к выводу о наличии в указанных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением от 29.10.2014 по делу №06/18-14 действия общества, выразившиеся в начислении ИП Пальчиковой М.В. сумм за газ по производительности газоиспользующего оборудования, были признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано предписание от 29.10.2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В предписании  предложено обществу прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем прекращения начисления сумм за газ на основании данных протокола калибровки.

Уведомлением от 05.11. 2014 управление уведомило общество о составлении протокола об административном правонарушении, вручение подтверждено почтовыми уведомлениями.

28.11.2014 составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано время и место рассмотрения материалов. Протокол получен представителем общества.

16.12.2014 УФАС по КБР в присутствии представителя общества вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №06а/46-14 о признании в действиях ООО «Газпром межрегионгаз    Пятигорск»,    выразившихся    в    злоупотреблении    доминирующим положением, нарушение части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложен штраф в размере 650 000 рублей.

Полагая, что принятые УФАС по КБР решение, предписание и постановление по делу №06/18-14 являются незаконными, общество оспорило их в порядке статей 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК).

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Оспариваемое решение управления может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.

В соответствие с Федеральным Законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Законом о конкуренции, доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам включены в сферу деятельности субъектов естественных монополий.

В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на ограничение гражданских прав и свобод перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится Федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006).

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Судом установлено, что положение общества на рынке услуг по реализации природного газа является доминирующим: в соответствии с Приказом от 26.11.2010 N 250 в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, включено общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Кабардино-Балкарии" по позиции: оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

В этой связи на деятельность общества на указанном рынке распространяются ограничения, определенные статьей 10 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

  Статьей  18 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ предусмотрено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и потребителем независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно ст. 18 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ предусмотрено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и потребителем независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 426, пункта 1 статьи 428, статей 539 - 548 ГК РФ договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд относится к публичным договорам.

В случае, если абонентом по договору выступает гражданин, такой договор считается заключенным с момента фактического присоединения абонента к сети в установленном порядке (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).

Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Отношения по поставке газа через трубопроводные сети регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее - Правила).

В силу пункта 5 Правил, поставка газа производится на основании договора, заключаемого между

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 по делу n А61-1877/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также