Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n  А63-14575/07-С3-16. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8(87934) 6-03-31, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

20 августа 2008 г.                                                                          г. Ессентуки

  

Дело №  А63-14575/07-С3-16

                                               Регистрационный номер 16АП-1552/08) 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 августа 2007 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В.,  

судей: Сулейманова З.М., Баканова А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишневским Д.Ю.

рассмотрев апелляционную  жалобу № 14-154/380   от 11.07.08г.  Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.08г. по делу №  А63-14575/07-С3-16 (судья Меркушова Л.А.) по иску ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»  к Российской Федерации  в лице МФ РФ к Ставропольскому краю в лице министерства финансов Ставропольского края, к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, к МТСЗН Ставропольского края г. Ставрополь, к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского  муниципального района о взыскании  расходов, связанных с предоставлением льгот в 2002-2004 годах,

при участии

от ответчиков Министерства финансов РФ, управления федерального казначейства по СК,: представитель Бондаренко А.Н.,   

от истца ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»  : не явились, уведомлены надлежащим образом,

 от ответчика Министерства финансов СК: не явились, уведомлены надлежащим образом,

 от ответчика Министерства труда и  социальной защиты населения СК: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Георгиевска СК: не явились, уведомлены надлежащим образом,

  

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству Российской Федерации, к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, к министерству финансов Ставропольского края, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, к Управлению труда и социальной защиты   населения   администрации Георгиевского муниципального района о взыскании расходов, возникших в связи с предоставлением в декабре 2002 года и декабре 2004 года льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 203 454 руб. 54 коп.

Решением  от 18.06.2008г. суд первой инстанции взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 112855 руб. 93 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению в декабре 2004 года в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и 3089 руб. 16 коп. расходов по государственной пошлине. В остальной части исковых требований за 2004 год отказано. Во взыскании расходов в сумме 70284 руб.51 коп. за декабрь 2002 года отказано  в связи с пропуском срока исковой давности. В иске к Ставропольскому краю в лице министерства финансов Ставропольского края, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального района отказано.

Не согласившись с принятым решением Министерство Финансов РФ  обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит решение  суда отменить, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с неправильным применением норм материального права,  судом первой инстанции  не применен закон, подлежащий применению, со стороны Российской Федерации обязанность по учету расходов субъектов  РФ, связанных с реализацией ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской  Федерации» исполнена, и расходы должны финансироваться за счет  Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Суд первой инстанции необоснованно посчитал не пропущенным  процессуальный срок обращения истца  за защитой своих прав, поскольку срок следовало исчислять с того момента, когда истец узнал о его нарушении – с 01.12.2004 г. и следовательно он пропустил трехгодичный срок обращения в суд.

Представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в судебное заседание не явился,  извещен надлежащим образом. 

Представитель ответчика Министерства финансов Ставропольского края  в судебное заседание не явился,  извещен надлежащим образом. 

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения  Ставропольского края  в судебное заседание не явился,  извещен надлежащим образом. 

Представитель ответчика Управления  труда и социальной защиты населения администрации г. Георгиевска Ставропольского края  в судебное заседание не явился,  извещен надлежащим образом.  

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их  отсутствие.

Представитель Министерства  Финансов  РФ в лице представителя в Ставропольском крае Управления федерального казначейства по СК в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает решение противоречащим действующему законодательству, просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.08г. по делу №  А63-266/08-С3-16  отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.08г. по делу №  А63-266/08-С3-16  проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.

Заслушав сторону, исследовав   материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный  суд считает, что решение суда первой инстанции законно, а апелляционная жалоба не обоснованна и   не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между филиалом ГУП СК «СКВ» и Управлением труда и социальной защиты населения Георгиевской территориальной государственной администрации 10 марта 2004 года был заключен договор № 14 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за водоснабжение и водоотведение в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

До заключения указанного договора между названными сторонами действовал договор №5 от 28 апреля 2001 года.

Во исполнение вышеназванного закона и в соответствии с заключенными договорами, истец принял на себя обязательства предоставлять гражданам, проживающим на территории Георгиевского района 50% скидку по оплате услуг водопотребления и водоотведения, управление приняло на себя обязательства: по мере поступления средств из бюджета и в пределах бюджетных ассигнований производить возмещение фактически понесенных затрат  водоканалу,  согласно выставленным счетам- фактурам, предоставленным реестрам и актам сверок.

Во исполнение принятых на себя обязательств истец в течение 2002, 2004 годов и в том числе в декабре 2002 и декабре 2004 года предоставлял указанным в вышеназванном законе лицам 50% льготу по оплате за водоснабжение и водоотведение, ежемесячно представлял Управлению счета на оплату, документы, подтверждающие факт предоставления льгот. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в декабре 2002 года и декабре 2004 года в связи с предоставлением льгот по оплате, обратился с иском в суд за разрешением возникшего спора.

В обоснование своих требований истец представил суду вышеназванные договоры, реестры льготников, сверенные с Управлением за декабрь 2004 и декабрь 2002, справки о задолженности федерального бюджета, в которых отражено бесспорное сальдо в пользу истца за 2002 год в сумме 70284,06 руб., за 2004 г. в сумме 133170,03 руб., копии счетов-фактур за указанные периоды.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что рассматриваемый федеральный закон не содержит нормы, предусматривающей разграничение источников финансирования льгот инвалидов, поэтому в силу п.15 статьи 5 указанного Закона формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией рассматриваемого закона определен Постановлением Правительства РФ № 536 от 14.07.2003. Органы исполнительной власти субъектов, получив указанные субвенции, обеспечивают целевое использование выделенных Фондом компенсации средств, при необходимости вносят в Министерство финансов РФ предложения об изменении размеров субсидий и субвенций из указанного Фонда в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта средств. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» Ставропольскому краю выделены субвенции в сумме 232 260,0 тыс. руб.

Министерство Финансов Российской Федерации считает, что в полном объеме исполняло свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год субъекту РФ.

Кроме того, МФ РФ в суде первой инстанции заявило о пропуске истцом срока исковой давности и просит применить последствия пропуска срока исковой давности – отказать в иске.

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края считает исковые требования в отношении министерства необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в 2004 году министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края не было задействовано в процедуре прохождения денежных средств и обязанности по возмещению расходов предприятиям на него не возложены.

Министерство финансов Ставропольского края считает, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации, поскольку в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другими законодательными актами в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных рассматриваемым законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

В федеральном бюджете на 2004 год Ставропольскому краю на реализацию рассматриваемого закона установлен размер субвенций, выделяемых из Фонда компенсации в размере 232 260,0 тыс. руб.

Расходование указанных средств производилось в соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 536 от 14 июля 2001 года.

Указанные средства поступили в бюджет Ставропольского края, что подтверждается уведомлениями Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю.

Указанные средства в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, предоставляющих льготы в соответствии с названными законами, что подтверждается реестрами на финансирование по министерству финансов Ставропольского края.

Однако указанные средства не возместили полностью расходы, связанные с реализацией федерального закона.

Министерство финансов Ставропольского края в суд первой инстанции представило в материалы дела копии уведомлений Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю о поступлении субвенций в 2004 году и реестры распределения поступивших федеральных средств на реализацию указанного выше закона в 2004 году.

Министерство финансов Ставропольского края неоднократно принимало меры для истребования из федерального бюджета дополнительных средств на погашение указанной задолженности.

В результате недостаточного выделения средств из федерального бюджета на реализацию указанного закона в Ставропольском крае в 2004 году образовалась задолженность в сумме 186 657 тыс. руб., что отражено в Справочной таблице к отчету об исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, направленной в Министерство финансов Российской Федерации.

На протяжении ряда лет финансирование федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» осуществлялось в неполном объеме, в связи с чем в Ставропольском крае ежегодно образовывалась задолженность по финансированию указанных расходов, которая по состоянию на 01.01.2005 года составила 385,6 млн. руб.

Министерство финансов Ставропольского края не имеет возможности и правовых оснований для погашения кредиторской задолженности прошлых лет по реализации федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном законе не определен.

Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

К ведению органов государственной власти субъектов в области социальной защиты инвалидов относится реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов РФ: установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1,14 и 15 статьи 5 Закона).

Таким образом, по мнению представителя МФ РФ вышеуказанный закон не устанавливает обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А63-3410/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также