Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А15-2584/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                             Дело № А15-2584/2014

24 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания             Днепровским А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алиева Гасана Магомедхановича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2015 по делу № А15-2584/2014 по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.05.2012 № 152-12, заключенного между комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования «Новолакский район» и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Алиева Г.М. возвратить МО «Новолакский район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО «Новолакский район» земельный участок площадью 5 га с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО «с. Тухчар» на территории Новострой» (судья Лачинов Ф.С.), при участии в судебном заседании: от Алиева Гасана Магомедхановича - Эминовой Э.В., доверенность от 08.06.2015; от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан - Омаева Т.А., доверенность № 70-01/11 от 26.01.2015; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования «Новолакский район» (далее – комитет) и Алиеву Гасану Магомедханову о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.05.2012 № 152-12, заключенного между комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Алиева Г.М. возвратить МО «Новолакский район» в лице комитета земельный участок площадью 5 га с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО «с. Тухчар» на территории Новострой».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация МО «с. Тухчар», а в качестве соответчика – Администрация МО «Новолакский район».

Решением от 06.03.2015 исковое заявление удовлетворено. Суд признал открытый аукцион от 18.01.2012 на предоставление права заключения договора аренды земельного участка площадью 50009 кв.м с кадастровым номером 05:50:000085:1 недействительным. Признал договор аренды земельного участка от 31.05.2012 № 152-12, заключенный между Комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным. Применил последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от 31.05.2012 № 152-12 в виде обязания Алиева Гасана Магомедхановича в месячный срок со дня вступления решения в законную силу возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования «Новолакский район» в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации МО «Новолакский район» земельный участок площадью 50009 кв.м с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО «сел. Тухчар» на территории (новострой). Взыскал с Алиева Гасана Магомедхановича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Алиев Г.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на пропуск срока исковой давности.

Управление направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Алиева Г.М. просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что инспекцией Дагестанского УФАС России была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения земельного и антимонопольного законодательства в процессе предоставления земельных участков Администрацией МО «Новолакский район».

В ходе проведения проверки инспекцией Дагестанского УФАС России были получены документы и материалы о предоставлении земельных участков, по результатам проверки был составлен Акт № 89, которым были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании преимущественных условий при заключения договора аренды земельного участка от 31.05.2012 № 152-12 площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения Комитетом с Алиевым Гасаном Магомедхановичем.

Дагестанским УФАС России было возбуждено Дело № 78/2013 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

По результатам рассмотрения дела № 78/2013 комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела № 78/2013 признала администрацию МО «Новолакский район» нарушившей пункт 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в создании Алиеву Гасану Магомедхановичу преимущественных условий участия в торгах и ограничения доступа участия в торгах неопределенного круга лиц при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложения по продаже права заключения договора аренды земельного участка площадью 5 га № 05:50:00085:1.

По существу действия, повлекшие за собой нарушение антимонопольного законодательства, состояли в следующем: 02.06.2011 Алиев Гасан Магомедханович обратился к Главе администрации МО «Новолакский район» с заявлением о выделении земельного участка площадью 5 га для прудового хозяйства. Постановлением Главы МО «с. Тухчар» от 07.06.2011 № 11-п дано согласие на предоставление земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в ведении МО «с. Тухчар» на территории (Новострой), для развития прудового хозяйства. Постановлением Главы МО «Новолакский район» от 07.06.2011 № 152-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения» утверждена схема границ испрашиваемого земельного участка. Алиевым Гасаном Магомедхановичем, за свой счет, выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, которому присвоен кадастровый № 05:50:000085:1.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.2007 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», передача в аренду, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Из указанных норм закона усматривается, что обязанность проведения торгов при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду возникает в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных I участков в аренду.

Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Следовательно, Алиев Гасан Магомедханович, получив постановление Главы МО «Новолаский район» от 07.06.2011 № 152-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения», до заблаговременного опубликования в средствах массовой информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), приобрел преимущественное право перед неопределенным кругом лиц на закрепление испрашиваемого земельного участка, после проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными L участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах jjr эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Действия Администрации МО «Новолакский район» по непроведению публичных процедур ограничили права неограниченного круга лиц на приобретение данного земельного участка в аренду и нарушают требования п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

15.12.2011 в газете «Дагестанская правда» опубликовано извещение администрации МО «Новолакский район» о проведении торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в ведении администрации МО «с. Тухчар» на территории (Новострой), площадью 5 га, с кадастровым номером 05:50:000085:1, для сельскохозяйственной деятельности, которое содержало информацию: о форме торгов, предмете торгов, организаторе торгов, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактное лицо, срок, место и порядок подачи заявок (предложений), дата начало приема заявок, дата окончания приема заявок, время приема заявок, начальный (минимальный) размер стоимости права на заключение договора аренды без НДС, место, дата и время определения участников (рассмотрения заявок) аукциона, место, дата и время подведения итогов аукциона, порядок определения победителя, срок заключения договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка.

При этом в указанном извещении отсутствует информация, которая существенно могла повлиять на количество участников торгов и на формирование ценового предложения на торгах.

Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», пунктом 8 указанных Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно содержать в том числе следующие сведения, которые отсутствуют в вышеуказанном извещении, а именно: наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; отсутствие в извещении сведений, прямо предусмотренных законом и нормативным правовым актом в области проведения торгов, является существенным нарушением, так как лишает потенциальных покупателей возможности принять участие и сформировать свое предложение на торгах, что, в свою очередь, влияет на формирование цены реализации права.

Во второй части вышеуказанных Правил установлен порядок участия и подачи заявки для участия в торгах, а именно в пунктах: 10. Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А63-2010/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также