Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n А63-5287/06-С1-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Дело № А63-5287/06-С1-19

Апелляционное производство № 16АП-1431/08(1)  

г. Ессентуки

11 августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Сулейманова З. М.,

судей: Баканова А. П.,  Жукова Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,

 рассмотрев апелляционную жалобу ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.06.2008г. по делу № А63-5287/06-С1-19 по иску Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России г. Москва, Федерации Профсоюзов Ставропольского края к ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества г. Москва об истребовании имущества из чужого незаконного владения (судья Тузова Р. Р.),

УСТАНОВИЛ:

Общественная организация Федерация Независимых профсоюзов России г. Москва, Федерация Профсоюзов Ставропольского края (далее – истцы) обратились в арбитражный суд с иском к ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества г. Москва (далее – ФГУ, ответчик), третье лицо: ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница» г. Ессентуки, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом г.Москва (далее – ФАУФИ г. Москва), ТУ Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом по Ставропольскому краю г. Ставрополь (далее – ФАУФИ по СК) об истребовании из чужого незаконного владения ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества объекта недвижимого имущества – здания «Брезентомойки», литер Б, расположенного по адресу: 357600, г. Ессентуки, ул. Семашко, 10 с освобождением здания.

Определением от 26.07.06г. в качестве 3-го лица на стороне ответчика было привлечено ТУ Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом по Ставропольскому краю г. Ставрополь.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.06.2008г. иск удовлетворен. У ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества г.Москва изъят объект недвижимого имущества - здание «Брезентомойки», литер Б, расположенный по адресу: 357600, г. Ессентуки, ул. Семашко, 10 и передан Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации профсоюзов Ставропольского края.

Суд в своем решении сослался на преюдициальность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15 мая 2007 года по делу № А63-6140/2006, которым установлены обстоятельства, предшествующие определению и выделу долей из имущественного комплекса ЛПУ «Ессентукская грязелечебница» и регистрации права собственности на спорный объект – здание «Брезентомойки». Суд пришел к выводу, что раздел самостоятельных частей имущественного комплекса Грязелечебница с нахождением конкретных объектов в обладании различных субъектов прав собственности не противоречит действующему законодательству, а доводы ответчика противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Не согласившись с таким решением, ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества обжаловал его в апелляционном порядке, указав в жалобе, что при регистрации ФНПР и ФПСК скрыли факт статуса памятника объекта Брезентомойка, который, входя в состав имущественного комплекса ЛПУ «Ессентукская грязелечебница» не может быть обособлен от него в силу закона, так как ЛПУ «Ессентукская грязелечебница» относится к объектам историко-культурного наследия общероссийского значения и относится исключительно к федеральной собственности.

В заседании суда по делу № А63-6140/2006, которое положено в основу обжалуемого решения, не ставился вопрос о собственности. Заявитель указывает на то, что спорное имущество не выбыло из пользования ФГУ ФМЦ Росимущества до настоящего времени. Кроме того, земельный участок является единым для всего имущественного комплекса. Право на землю оформлено и зарегистрировано в установленном законом порядке.

Заявитель ссылается на ст. 50 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Просит в жалобе обжалуемое решение отменить, в иске отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю апелляционную жалобу ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества поддержало, просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представители сторон не явились. О времени и месте судебного разбирательства стороны и третьи лица извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассмотрел жалобу без их участия в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Ходатайство Санатория им. Г. К. Орджоникидзе об отложении, обоснованное невозможностью участия представителя в судебном разбирательстве по причине участия его в другом судебном процессе, суд отклонил, так как участие представителя в заседании суда по другому делу  не может являться основанием для отложения  рассмотрения дела, юридическое лицо, каковым является Санаторий им. Орджоникидзе, может направить в судебное заседание другого представителя.

Ходатайство представителя Росимущества о приостановлении производства по делу в связи с нахождением на амбулаторном лечении представителя  также отклонено судом, так как ст.ст. 143, 144 АПК РФ не предусматривают такого основания для приостановления  производства  по  делу.

 Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ  законность  принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, материалов дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02 июня 2008 года надлежит оставить без изменения по следующим  основаниям.

       

        В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственники вправе  истребовать имущество из чужого незаконного владения.

Как видно из материалов дела, истцы являются собственниками здания «Брезентомойки», расположенного по адресу: г. Ессентуки, ул. Семашко, 10, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 30.09.2002г. (серия 26АГ №040020, серия 26 АГ №040019).

Указанное недвижимое имущество принадлежит на праве долевой собственности 15/100 доли Федерации профсоюзов Ставропольского края и 85/100 доли Федерации Независимых Профсоюзов России, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество, выданными Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края от 01.11.2002 г. Соглашение собственников по определению долей не оспаривается.

Как следует из материалов дела, ранее Арбитражным судом Ставропольского края рассматривалось дело № А63-6140/2006-С7 по заявлению ФГУ «Федеральный Медицинский Центр» Росимущества к Управлению Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю г.Ставрополь о признании недействительной государственной регистрации прав собственности ФНПР и ФПСК на недвижимое имущество - Брезентомойку, литер Б, кадастровый номер 26:30:000001:0002:289/4426/173:1010/Б, расположенную по адресу: г. Ессентуки, ул. Семашко, д. 10, и Очистительные сооружения, литер А, кадастровый номер 26:30:000002:0002:9198/173:1001/А, расположенные по адресу: г. Ессентуки, по ул. Седова (пойма реки Подкумок) в долях 85/100 в праве собственности за ФНПР и 15/100 в праве собственности за ФПСК; о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 30 сентября 2002 года серии 26АГ № 040019, от 30 сентября 2002 года серии 26АГ № 040020, от 30 сентября 2002 года серии 26 АГ 0040029, от 30 сентября 2002 года серии 26 АГ № 040030; об исключении из Единого государственного реестра прав записей №№ 26-01/12-1/202-2167, 26-01/12-1/202-2166, 26-01/12-1/2-2-2173, 26-01/12-1/202-2172.

Решением от 15 мая 2007 года по делу № А63-6140/2006-С7 исковые требования ФГУ «Федеральный Медицинский Центр» Росимущества были удовлетворены в полном объеме.

 Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2007 года решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15 мая 2007 года по делу № А63-6140/2006-С7 было отменено и в иске ФГУ «Федеральный Медицинский Центр» Росимущества отказано в полном объеме.

Выводы суда апелляционной инстанции подтверждены Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского к округа (Постановление  от 12 сентября 2007 г. по делу №А6140/06-С7).

Таким образом, право собственности истцов на спорное имущество подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.

Спорное имущество находится в оперативном управлении ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница». Учреждение создано истцами с целью осуществления управленческих функций спорным имущественным комплексом. На основании договора о закреплении за ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница» имущества на праве оперативного управления от 01 июля 1999 года, соглашения к нему от 16 декабря 2002 года здание Брезентомойки было передано ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница» на праве оперативного управления, зарегистрированно в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 24 января 2003 года серии 26 АГ № 119202).

31 января 2006 года ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница» в лице руководителя Федоровой Л.В. передала здание Брезентомойки Федеральному государственному учреждению «Федеральный Медицинский Центр» Росимущества (Санаторию им. Г.К. Орджоникидзе - филиалу ФГУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества), что подтверждается Актом о приеме-передаче здания (сооружения) от 31 января 2006 года по унифицированной форме № ОС-1а. Как следует из этого акта, основанием для его составления послужила «передача из оперативного управления», однако законных оснований для передачи здания Брезентомойки от ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница» в адрес ФГУ «Федеральный Медицинский Центр» Росимущества не имелось.

Передача имущества Грязелечебницей произведена  с нарушением требований ч.1 ст.296 ГК РФ (в редакции, действующей на момент передачи здания Брезентомойки ответчику), из которой  следует, что учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Только собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ч. 2 ст. 296 ГК РФ в редакции, действующей на момент передачи здания Брезентомойки ответчику).

Согласно ч. 1 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент передачи здания Брезентомойки ответчику) учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Суд первой инстанции установил, что собственники ФНПР и ФПСК не давали согласия и не уполномочивали руководителя ЛПУ «Ессентукская Бальнеогрязелечебница» Федорову Л.В. на передачу здания Брезентомойки ответчику.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.

Судом проверены доводы апелляционной жалобы и отклонены как  необоснованные.

В апелляционной жалобе указано, что объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, относятся исключительно к федеральной собственности и не мог быть истребован из владения ответчика. Данный довод проверялся судом первой инстанции и правильно отклонен  исходя из следующего.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 02 июля 1992 года № 3182-1 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края» санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении профессиональных союзов, являются объектами государственной (федеральной) собственности и собственности общественных организаций (профессиональных союзов). Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 октября 1992 года определить доли государственной (федеральной) собственности в имуществе указанных санаторно- курортных учреждений.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1995 года № 904 «О мерах по рациональному использованию природных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Минеральных Вод» была установлена необходимость создания комиссии по вопросу разграничения прав на имущество санаторно-курортных учреждений курортного региона кавказских минеральных вод, находящихся в ведении профсоюзов, которая должна была подготовить предложения по разграничению и проект соглашения между Правительством Российской Федерации и профсоюзами по совместному использованию минеральных природных ресурсов кавказских минеральных вод.

Комиссия, в которую вошли представители различных министерств и ведомств Правительства РФ и профсоюзных объединений, была создана Распоряжением Президента РФ от 9 ноября 1995 года № 502-РМ. Итогом работы комиссии, стал проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и ФНПР о совместном использовании природных минеральных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод и пообъектный перечень имущественных объектов санаторно-курортных учреждений, отнесенных к государственной собственности (Приложение № 3) и к собственности профсоюзов (Приложение № 2).

Проект соглашения был рассмотрен комиссией и подписан в апреле 1996 года от имени Правительства РФ - Председателем Госкомимущества России, заместителем Председателя Правительства РФ А.И. Казаковым, от ФНПР - Председателем М.В. Шмаковым.

Соглашение от апреля 1996 года, заключенное между Правительством РФ и ФНПР о совместном использовании природных минеральных лечебных ресурсов курорта региона Кавказских Минеральных Вод и приложения № 2,3 к Соглашению содержат пообъектный

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n  А61-1106/07-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также