Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А25-2371/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

  

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А25-2371/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,

апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.04.2015 по делу № А25-2371/2014 (судья Гришин С.В.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494) о привлечении открытого акционерного общества «Флора Кавказа» (ОГРН 1060912008970, ИНН 0912001280) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу – представитель Лопатин А.С. по доверенности от 12.01.2015 № дов8-3, представитель Колесников Р.О. по доверенности от 12.01.2015 № дов8-6; от открытого акционерного общества «Флора Кавказа» - представитель Хасанова Г.Ю. по доверенности от 15.07.2014,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Флора Кавказа» (далее – Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 07.04.2015 в удовлетворении заявленных требований Управления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что из представленных в материалы дела доказательств не представляется возможным установить, что обнаруженная на территории Общества жидкость с характерным запахом этилового спирта не является фармацевтической субстанцией. Обществом представлены документы, подтверждающие производство фармацевтической жидкости. Сведений о том, что производимая Обществом фармацевтическая субстанция используется не для производства лекарственных средств, а для иных видов использования, в материалы дела не представлено. Проверочные мероприятия проведены неуполномоченным органом.

Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь Общество к административной ответственности.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В судебном заседании представители Управления поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Пояснили, что Общество осуществляло оборот этилового спирта без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность его производства и оборота.

Представитель Общества возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Управления, просит оставить решение суда без изменения. Указывает на осуществление Обществом фармацевтической деятельности по производству лекарственных средств на основании имеющейся лицензии. На территории Общества хранилась именно фармацевтическая субстанция, а не этиловый спирт.

Представители сторон представили суду судебную практику по делам со схожими  с настоящим делом обстоятельствами.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Общество осуществляет фармацевтическую деятельность согласно лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 17.07.2012 № ФС-99-02-002459 на оптовую торговлю, хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лицензии от 18.07.2013 № 12527, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на осуществление производства лекарственных средств.

Согласно приложению к лицензии от 18.07.2013 № 12527, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Общество имеет право на осуществление деятельности по: производству, хранению и реализации фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из химического сырья; производству, хранению и реализации фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников растительного происхождения; производству, хранению и реализации нестерильных лекарственных препаратов: препараты, получаемые из лекарственного растительного сырья: настойки, порошок, сироп, сырье растительное измельченное, сырье растительное цельное, экстракты сухие, экстракты жидкие; препараты, не требующие специального выделения в отдельное производство: капли, масло, порошок, раствор.

Решением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2013 № 20-2-422285/Р/ФС производимая Обществом фармацевтическая субстанция - жидкость, неиспользуемая при производстве лекарственных препаратов, с торговым наименованием – этиловый спирт 95 %, международное наименование – этанол, включена в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно письму Управления Федеральной службы безопасности по Карачаево-Черкесской Республике от 22.09.2014 сотрудником УФСБ по КЧР совместно с главным специалистом – экспертом Управления 24.09.2014 было проведено обследование территории Общества. По результатам обследования составлен протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 24.09.2014 б/н, согласно которому в помещении, принадлежащем Обществу, была обнаружена емкость объемом 20 м3 с бесцветной жидкостью с характерным запахом спирта.

Определением Управления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 07-14/766 от 25.09.2014 в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

25.09.2014 Управлением проведен осмотр помещений, принадлежащих Обществу, и составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 07-14/766-1, согласно которому в помещении № 1 Общества обнаружена емкость вместимостью около 20 м?, в которой находится жидкость прозрачного цвета с характерным запахом этилового спирта в количестве около 9 м? (900 дал). Указанная жидкость арестована протоколом ареста товаров и иных вещей от 25.09.2014 № 07-14/766-3 и передана на хранение коммерческому директору Общества Гугнинскому П.В.

Протоколом о взятии проб и образцов от 25.09.2014 № 07-14/766-2 для проведения экспертизы были отобраны 6 бутылок бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта емкостью 1,0 л.

Отобранные образцы жидкого бесцветного вещества с характерным запахом этилового спирта согласно определению о назначении экспертизы от 26.09.2014 по делу об административном правонарушении № 07-12/766-5 были направлены в Базовый межрайонный отдел на КМВ экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Ставропольскому краю для проведения экспертизы на предмет соответствия требованиям ГОСТа.

Согласно заключению эксперта от 02.10.2014 № 1566 представленные на исследование образцы бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта являются спиртосодержащей жидкостью крепостью 95,5 %, соответствующие по органолептическим показателям и по качеству спирта требованию ГОСТ Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» и не соответствующие по крепости спирта ГОСТу Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия».

Определением от 20.11.2011 № 07-14/766 Управлением отказано в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы изъятых образцов.

Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Общество не имеет действующих лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По сведениям Управления, по состоянию на 01.07.2014 остатков этилового спирта у Общества не значится, данных, свидетельствующих о закупке этилового спирта Обществом во 2 квартале, не имеется.

21.11.2014 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 07-14/766-12.

На основании составленного протокола, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Управления, исходил из следующего.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Пунктом 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт, подлежит лицензированию.

Действие Закона № 171-ФЗ не распространяется на деятельность по обращению лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств (пункт 3 статьи 1 Закона № 171-ФЗ).

Как было указано выше, из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по производству лекарственных средств на основании лицензии № 12527-ЛС-П от 18.07.2013, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Решением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2013 № 20-2-422285/Р/ФС производимая Обществом фармацевтическая субстанция - жидкость, неиспользуемая при производстве лекарственных препаратов, с торговым наименованием – этиловый спирт 95 %, международное наименование – этанол, включена в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения. Запись в реестре № ФС-000490.

Производство лекарственных средств, в том числе спиртосодержащих, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство лекарственных средств подлежит лицензированию.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 августа 2010 г. № 650 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лицензирование деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения отнесено к полномочиям Минпромторга России.

Обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие производство им фармацевтической субстанции.

Доказательств того, что обнаруженная на территории бесцветная жидкость с характерным запахом этилового спирта не является фармацевтической субстанцией, в материалы дела не представлено.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что из заключения эксперта от 02.10.2014 № 1566 не усматривается, что обнаруженная жидкость не является фармацевтической субстанцией. При отсутствии сведений о том, что производимая Обществом фармацевтическая субстанция используется не для производства лекарственных средств, а для иных видов использования, которые регулируются Законом № 171-ФЗ, не имеется. Проверочные мероприятия проведены неуполномоченным органом, поскольку государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (ст. 9 Закона № 61-ФЗ, п. 5.1.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 323).

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под этиловым спиртом по фармакопейным статьям понимается этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды.

Ка видно из материалов дела, в ходе проведенных Управлением проверочных мероприятий на территории Общества обнаружена емкость с бесцветной жидкостью с характерным запахом спирта.

Согласно государственному сводному реестру приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Общество не имеет действующих лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А61-4016/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также