Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А63-10107/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

15 апреля 2015 года                                                                                Дело № А63-10107/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2014 по делу № А63-10107/2014

по заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737, г. Ставрополь)

о признании незаконным отказа регистрации права собственности на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 26:12:010514:7, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Осетинская, 5,

с участием третьего лица: Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Краевая детско – юношеская спортивная школа (комплексная)»,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: представитель Алехина Е.Ю. (по доверенности от 12.01.2015),

от Министерства имущественных отношений Ставропольского края: представитель Соколец М.А. (по доверенности от 12.11.2014),

в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее по тексту – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее по тексту – Управление) о признании незаконным отказа регистрации права собственности на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 26:12:010514:7, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Осетинская, 5, и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества – здание, кадастровый номер 26:12:010514:7, расположенный по адресу: г. Ставрополь, улица Осетинская, 5.

Решением суда от 02.12.2014 заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, выраженный в сообщении № 01/066/2014-368 от 23.07.2014 судом признан недействительным. Одновременно, суд обязал регистрирующий орган осуществить регистрацию права государственной собственности Ставропольского края на объект недвижимости: здание, кадастровый номер 26:12:010514:7, площадью 4 122,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Осетинская, 5. Судебный акт мотивирован тем, что строительство спорного объекта осуществлялось до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 30.09.1977 является достаточным доказательством, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в соответствии с действующим на тот момент времени законодательством.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство возражало против доводов регистрирующего органа. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представители сторон озвучили свои правовые позиции по рассматриваемой жалобе.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2014 по делу № А63-10107/2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании решения исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от 27.01.1967 № 69 «О предоставлении земельного участка край под строительство детской спортивной школы» и типового акта № 27 «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации» произведено строительство здания спортивной школы по адресу: г. Ставрополь, ул. Осетинская, 5.

29.09.1977 Решением исполнительного комитета Ставропольского городского Совета народных депутатов № 720 утвержден акт государственной комиссии о технической приемке и вводе в эксплуатацию 3-этажного здания детской спортивной школы УКСа горисполкома по ул. Осетинской, 5.

Согласно представленному по запросу суда инвентарному делу на указанный объект недвижимого имущества 10.07.1968 внесена в реестровую книгу запись о регистрации права на указанный объект недвижимости за государством в лице Краевого отдела народного образования, реестровый номер 34-135-3.

Согласно свидетельству № 1656 от 28.12.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на основании постановления главы администрации г. Ставрополя от 07.10.1992 № 1592 специализированной детской юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок по ул. Осетинской, 5, по фактическому пользованию площадью 5 650 кв.м.

В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.1999 № 301-п «О создании в городе Ставрополе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей» создано государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевая детско-юношеская школа олимпийского резерва» г. Ставрополя.

Здание спортивной школы передано по акту приема-передачи с баланса Министерства общего и профессионального образования Ставропольского края на баланс государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Краевая детско-юношеская спортивная школа (комплексная)» и закреплено на праве оперативного управления на основании договора от 02.03.2000.

На основании постановления администрации г. Ставрополя № 150 от 24.01.2007 государственному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Краевая специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» предоставлен земельный участок под объектами образования по улице Осетинской, 5 в квартале 485, площадью 5 588 кв.м.

Указанный земельный участок зарегистрирован за третьим лицом на праве постоянного (бессрочного) пользования.

10.06.2014 Министерство обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Ставропольского края на объект недвижимого имущества: кадастровый номер 26:12:010514:7, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Осетинская, 5.

24.06.2014 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию с целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, указав, что представленные на государственную регистрацию документы не содержат сведений об объекте недвижимого имущества.

Сообщением от 23.07.2014 №01/066/2014-368 Управление Росреестра уведомило заявителей об отказе в проведении государственной регистрации перехода права собственности на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее по тексту - Закон о государственной регистрации), поскольку документы, представленные на государственную регистрацию права, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации для государственной регистрации прав.

Полагая, что данный отказ Управления является незаконным, Министерство обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.

В силу статьи 13, пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).

Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации, в абзаце 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

При этом, в отношении объектов, созданных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми для их постройки на момент создания.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 538 от 13.07.1970 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения» законченные строительством (реконструкцией) объекты предъявляются заказчиками (застройщиками) государственным приемочным комиссиям к приемке в эксплуатацию. Согласно пункту 4 указанного Постановления приемка в эксплуатацию государственной приемочной комиссией объектов жилищно-гражданского назначения оформляется актами, которые утверждаются органами, назначившими государственные приемочные комиссии.

В качестве документа, подтверждающего факт создания и ввода в эксплуатацию спорного объекта недвижимости, заявителем в регистрирующий орган представлены решение исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от 27.01.1967 № 69 «О предоставлении земельного участка край ОНО под строительство детской спортивной школы», решение исполнительного комитета Ставропольского городского Совета народных депутатов от 29.09.1977 № 720 «Об утверждении акта государственной комиссии о технической приемке и вводе в эксплуатацию 3-этажного здания детской спортивной школы УКСа горисполкома по ул. Осетинской, 5».

Из указанного документа следует, что государственной приемочной комиссией принят в эксплуатацию объект – детская спортивная школа по ул. Осетинской , 5. Акт составлен в соответствии с утвержденной ЦСУ СССР 18.12.1975 № 1044 типовой формой № КС-16, содержит информацию о технических характеристиках объекта недвижимого имущества (адрес, этажность, целевое назначение) и подтверждает факт создания объекта.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Спорный объект введен в эксплуатацию в 1977 году, право собственности заявителя на указанный объект недвижимости в силу прямого указания закона является ранее возникшим.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленный на государственную регистрацию прав акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта оформлен в соответствии с требованиями действовавшего в тот период законодательства и является надлежащим документом, подтверждающим факт создания заявленного к регистрации объекта.

Доводы жалобы о наличии у спорного объекта недвижимости признаков самовольной постройки судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.

По создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятого в 2004 году). Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.

По объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу n А63-11678/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также