Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А63-7860/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

24 марта 2015 года                                                                               Дело  № А63-7860/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Егорченко И.Н.,

судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2014 по делу № А63-7860/2014 (судья Говорун А. А.)

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны (ОГРНИП 312265123000167)

к Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки (ОГРН 1022601224106),

к администрации города Ессентуки Ставропольского края (ОГРН 1022601227516)

о признании незаконным бездействия по принятию решения по организации и проведению аукциона на заключение договора аренды земельного участка,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

Ивахник Ю. Н.,

в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Дорошенко Наталья Викторовна (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки (далее – комитет), администрации города Ессентуки Ставропольского края (далее – администрация) о признании незаконным бездействия по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 2 648 кв. м, под строительство производственной базы, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, пер. Безымянный, в районе Боргустанского шоссе; обязании принять решение по организации и проведению аукциона по продаже права аренды.

Определением суда от 11.11.2014 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Ивахник Ю. Н.

Решением суда от 19.12.2014 заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации, связанное с не решением вопроса об организации процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 2 648 кв. м, под строительство производственной базы, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, пер. Безымянный, в районе Боргустанского шоссе, как несоответствующее требованиям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем решения вопроса об организации в течение 120 дней со дня вступления решения суда в законную силу процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 2 648 кв. м, под строительство производственной базы, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, пер. Безымянный, в районе Боргустанского шоссе. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку на спорный земельный участок претендовало не одно лицо, то решение вопроса о предоставлении спорного участка должно осуществляться посредством проведения торгов, в связи с чем требования заявителя в настоящем случае подлежат восстановлению администрацией путем проведения процедуры предоставления земельного участка с выставлением на торги права на заключение договора аренды данного земельного участка после завершения процедуры его формирования.

Не согласившись с принятым судебным актом, комитетом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению апеллянта, требование о выставлении спорного земельного участка на торги, при поступлении заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на этом земельном участке другому лицу, противоречит действующему законодательству.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2014 по делу № А63-7860/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, по заявлению Ивахник Ю. Н. от 23.07.2012 начата процедура предоставления земельного участка под строительство производственной базы с осуществлением работ по формированию участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Комитет посредством публикации в газете «Ессентукская Панорама» от 05.09.2013 № 35 (1111) проинформировал население о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 648 кв. м, под строительство производственной базы, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, пер. Безымянный, в районе Боргустанского шоссе.

06.09.2013 предприниматель обратился в комитет о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.

После опубликования 05.09.2013 в газете «Ессентукская Панорама» № 35 (1111) информационного сообщения о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка, площадью 2 648 кв. м, под строительство производственной базы, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, пер. Безымянный, в районе Боргустанского шоссе, администрацией принято постановление от 08.10.2013 № 2165, которым Ивахник Ю.Н. предварительно согласовано место размещения объекта «под строительство производственной базы» на спорном участке и утвержден акт о выборе земельного участка.

Постановлением администрации от 26.12.2013 № 4247 земельный участок с кадастровым номером 26:16:040203:58 площадью 3580 кв. м., расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, в районе улицы Подгорного, д. 5, для целей – земельный участок магазина, предоставлен в аренду предпринимателю.

Предприниматель указывая, что его заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду не рассмотрено, а поскольку на спорный земельный участок претендовало два лица, то право на заключение договора аренды подлежало выставлению на торги, обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.

Исходя из положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, орган местного самоуправления, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Таким образом, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги.

Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.

Судом первой инстанции верно установлено, что на предоставление

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А63-2608/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также