Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А63-4755/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-4755/2014 10 марта 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Погосовой А.В., при участии представителей от истца главы КФХ Клименко А.П. (с. Кевсала, ОГРН 314265104900447) – Клименко А.П. (лично) и Галутвы Ю.В. по доверенности от 17.11.2014; от ответчика – администрации Ипатовского района (г. Ипатово, ОГРН 1042600489469) – Головач З.В. по доверенности № 9 от 22.01.2015; третьего лица – администрации МО Кевсалинского сельсовета – Луневой Л.В. (глава); в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2014 по делу № А63-4755/2014, УСТАНОВИЛ: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Клименко Александра Петровича (далее - истец) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным решения от 17.04.2014 № 01-11/1917 об отказе администрации муниципального района предоставить главе КФХ в аренду для сельскохозяйственного производства (животноводства) земельный участок площадью 922 970 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:27, имеющего местоположение: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Кевсалинского сельсовета, секция 7, контуры 5, 22, 24, 26, 28, для сельскохозяйственного производства (животноводства) из земель сельскохозяйственного назначения и обязании администрации сформировать из земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:27, имеющего местоположение: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Кевсалинского сельсовета, секция 7, контуры 5, 22, 24, 26, 28, из земель сельскохозяйственного назначения, отдельный земельный участок площадью 922 970 кв. м с собственным кадастровым номером, для сельскохозяйственного производства (животноводства), заключив с главой КФХ договор аренды в отношении вновь сформированного земельного участка сроком на три года. Решением от 19.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован несоответствием оспариваемого отказа действующему законодательству, как нарушающий права и законные интересы заявителя (истца) в сфере предпринимательской деятельности. Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению заявителя, суд первой инстанции неполно исследовал обстоятельства дела, в связи с чем пришел к ошибочному выводу о наличии нарушения прав заявителя. В судебном заседании представители администрации и третьего лица, участвующего в деле, поддержали заявленные требования в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить. Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения. Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Как видно из материалов дела, истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства (свидетельство от 18.02.2014, серия 26 № 004076515). 18.03.2014 истец обратился в администрацию с заявлением о предоставления ему в аренду сроком на три года земельного участка площадью 922 970 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:27, имеющего местоположение: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Кевсалинского сельсовета, секция 7, контуры 5, 22, 24, 26, 28, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства (животноводства) с приложением: ситуационный план с обозначением формируемого земельного участка, образуемого путем раздела многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000: 27 (контура 24,31,32), копию свидетельства от 18 февраля 2014 года, серия 26 № 004076515 «О государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства», справку от 18.03.2014 № 816 о наличии личного подсобного хозяйства. Указанное заявление получено администрацией 19.03.2014. В обоснование испрашиваемой площади земельного участка истец указал, что основным видом деятельности, осуществляемым крестьянским (фермерским) хозяйством, является разведение овец и коз, в наличии имеется 20 голов, в хозяйстве работает один и других членов нет, земельный участок испрашиваемой площади необходим для целей создания и расширения деятельности КФХ, в связи с планируемым увеличением количества голов овец до 250-300. По результатам рассмотрения заявления истца администрацией 17.04.2014 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован ссылкой на нормы нагрузки на пастбища по овцам в размере 0,4 га на 1 голову, утвержденные распоряжением главы Кевсалинского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края от 31.03.2005 № 33-р, в связи с этим площадь земельного участка, необходимая для выпаса 20 голов овец, составляет 8 га вместо испрашиваемых 92,2 га. Отказ в предоставлении земельного участка явился основанием для обращения истца в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что глава хозяйства обосновал размеры испрашиваемого земельного участка исходя из материально-технических и трудовых активов, сославшись на необходимость расширения КФХ. Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при удовлетворении заявленных требований не учтены следующие установленные обстоятельства и нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10,11 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74). Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно статье 12 Закона № 74 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельных участков. Таким образом, указанная норма права означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке, подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов. Пунктом 6 статьи 12 Закона № 74-ФЗ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление истца от 18.03.2014 о предоставлении земельного участка соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального Закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Между тем суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам, имеющимся в материалах дела. Как видно из заявления от 18.03.2014, заявление по содержанию не соответствует приведенным выше требованиям законодательства, а именно: в заявлении отсутствует обоснование размера испрашиваемого земельного участка, в том числе с учетом числа членов хозяйства, видов деятельности хозяйства. В графе 1.4 указана цель предоставления земельного участка «для сельхозпроизводства» без указания о том, что земельный участок необходим для осуществления деятельности фермерского хозяйства или его расширения, а указание о том, что заявление подано от имени главы КФХ, не свидетельствует о том, что заявление подано в порядке статьи 12 Закона № 73. При этом в заявлении отсутствуют сведения о видах деятельности хозяйства и его членах. Доказательств о том, какие документы были поданы в обоснование заявления от 18.03.2014, в материалы дела не представлено. Исследованная судом первой инстанции справка № 816 от 18.03.2014 как представленная в обоснование заявления и свидетельствующая о том, что крестьянско-фермерское хозяйство истца насчитывает 20 голов мелкого рогатого скота (овцы и козы), не может быть принята, поскольку не обосновывает испрашиваемую площадь. Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что наличие в хозяйстве указанного в справках поголовья домашнего скота не является основанием для предоставления испрашиваемого дополнительного земельного участка без представления полного пакета документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Закона № 74, и обоснования размера земельного участка, который производится не для целей его формирования, а для оценки соразмерности истребуемого земельного участка в материально-техническим и трудовым активам крестьянского (фермерского) хозяйства. Доказательства наличия у предпринимателя достаточных Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А63-9783/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|