Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу n А63-8785/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А63-8785/2014

25 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З.М.,

судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:                                     ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 по делу № А63-8785/2014                  (судья Карпель В.Л.)

по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644)

к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кущетерову Назиму Султановичу (ОГРН 260319346215)

о взыскании задолженности по арендной плате и пени,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края – не явились, извещены;

от ответчика - индивидуального предпринимателя главы КФХ Кущетерова Назима Султановича - Сорокина О.С. (доверенность от 05.09.2014 26АА1756153),

УСТАНОВИЛ:

 

Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском                              к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кущетерову Назиму Султановичу (далее – глава КФХ) о взыскании задолженности по арендной платы по договору аренды от 29.02.2012 № 3-18 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, за период                         с 29.02.2012 по 30.06.2014 в размере 132 540,88 рубля и пени с 29.02.2012 по 30.06.2014                в размере 79 170,11 руб..

Решением суда от 17.11.2014 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что произведенный истцом расчет арендной платы с применением ставок 1,5% и 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление № 582, Правила), согласно пункту 3 которого арендная плата должна определяться                                              с применением базовой ставки, равной 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка. Арендные платежи внесены ответчиком с применением базовой ставки, равной 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка, задолженности не имеется.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права. По мнению истца, постановление № 582 призвано определять порядок определения размера арендной платы для земель находящихся в собственности Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в ведении субъектов федерации относится к ведению субъектов. Следовательно, при расчете стоимости арендных платежей применению подлежит постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п. По мнению истца, ответчиком обязательства по внесению арендных платежей не исполнены, задолженность не погашена.

В судебном заседании представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании  не направил, о причинах неявки суд не известил. Отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителя истца.

Проверив правильность решения от 17.11.2014 в апелляционном порядке                            в соответствии со статьями 258, 266 АПК РФ, выслушав мнение представителя ответчика, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 29.02.2012 на основании распоряжения министерства от 29.02.2012 № 402 между министерством (арендодателем) и главой КФХ (арендатором) заключен договор № 3-18 аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края (далее - договор), предметом которого являются земельные участки: с кадастровым номером 26:18:110508:13, площадью 814 459 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Александровский район,                     в плане земель СХП «Новоставропольское», поле №№ 3, 7, п.с.о., в границах, указанных                   в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства;                    с кадастровым номером 26:18:110508:12, площадью 581 849 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Александровский район, в плане земель СХП «Новоставропольское», поле №№ 3, 7, п.с.о., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 26:18:110508:14, площадью 10 000 кв.м, местоположение                                  установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Александровский район, в плане земель                       СХП «Новоставропольское», поле №№ 3, 7, п.с.о., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства (под                          дорогами).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 05.05.2012 за                          № 26-26-02/002/2012-468.

Согласно пункту 2.1 договора он заключен на срок с 29.02.2012 по 28.02.2022.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.4 договора годовой размер арендной платы составляет 127 350,76 руб. и вносится арендатором равными долями ежеквартально до 10 числа последнего месяца квартала.

В силу пункта 8.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает пеню из расчета 0,1% от размера невнесенной платы за каждый календарный день просрочки.

Во исполнение договорных обязательств земельные участки переданы арендатором арендатору по акту приема-передачи от 29.02.2012.

Ненадлежащее исполнение арендатором договорных обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 ГК РФ). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья                     614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии со статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии                                        с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65                        ЗК РФ).

При этом стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится                    к категории регулируемых цен.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ                            «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся                               в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п (далее – Порядок № 64-п).

Судом первой инстанции правильно установлено, что заключенный сторонами договор аренды предоставлял арендодателю право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке в связи с решением местного органа власти по установлению базовых ставок арендной платы с письменным извещением арендатора                                  (пункт 5.3 договора).

Согласно расчетам истца в 2012 году ответчик должен был уплатить 106 708,74 руб., в 2013 году – 128 974,22 руб., за 1-2 кварталы 2014 года – 79 857,92 руб.

Арендная плата рассчитана министерством как произведение площади земельных участков, УПКСЗ и ставок арендной платы, соответствующих основному виду использования земельных участков, в том числе для земельного участка с кадастровым номером 26:18:110508:13 (пашня) – 1,5%; с кадастровым номером 26:18:110508:12 (пашня) – 1,5%; с кадастровым номером 26:18:110508:14 (дорога) – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пересчет размера арендной платы в 2013 и 2014 годах произведен министерством                 в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 № 202                   «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» (далее - приказ министерства от 25.12.2012 № 202) и базового размера арендной платы на основании постановления правительства Ставропольского края от 24.09.2013 № 362-п «О внесении изменений                    в Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04. 2008 № 64-п».

В соответствии с пунктами 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»                  (в редакции от 25.01.2013) в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ                              в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом                       в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Таким образом, плата за пользование земельными участками, находящимся                          в государственной собственности Ставропольского края, относится к категории регулируемых цен.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление № 582 (действующее с 04.08.2009), согласно которому к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены                                            принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу n А63-11750/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также