Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А22-2107/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки  

24 февраля 2015 года                                                                          Дело № А22-2107/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Сомова Е.Г. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем  Погосовой А.В., при участии представителя от ответчика – сельскохозяйственного производственного кооператива «Гашун» (ИНН 0813900544, ОГРН 1020800733073): Дорджиева Д.М. по доверенности от 31.07.2014; в отсутствие представителей истца - Комитета имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского РМО (ИНН 0813004234, ОГРН 1070813000500), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского РМО на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.11.2014 по делу № А22-2107/2014,

УСТАНОВИЛ:

комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Гашун» (далее – ответчик, кооператив) о взыскании задолженности по арендной плате за 4 квартал 2013 года и 1 квартал 2014 года, по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 19.03.2004, в размере 295 599 рублей 30 копеек. Требования мотивированны ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Решением от 20.11.2014 суд взыскал с ответчика в пользу истца 113 692 рубля 80 копеек долга за фактическое пользование спорным земельным участком  в 1 и 4 квартале 2014 года. В удовлетворении остальной части иска отказано. Судебный акт в части удовлетворения заявленных требований мотивирован наличием арендных отношений и отсутствием доказательств внесения платы в полном объеме за испрашиваемый период. Отказ во взыскании задолженности в полном объеме мотивирован тем, что комитет применил предусмотренную нормативными актами субъекта формулу расчета арендной платы, которая противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление от 16.07.2009 N 582).

В апелляционной жалобе комитет просил отменить принятый по делу судебный акт. По мнению заявителя жалобы, размер регулируемой арендной платы за земельные участки, относящиеся к республиканской собственности, не может регулироваться правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.

В судебном заседании представитель кооператива возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда изменить, применив при расчете ставку в размере 0,3 % от стоимости участка.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьего лица.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Главы администрации Яшкульского РМО РК № 50 от 19.03.2004, Истец (Арендодатель) и Ответчик (Арендатор) заключили договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 19.03.2004, имеющего силу передаточного акта, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель, относящихся к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером 08:13:220101:0001, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры) в 8,0 км. на запад от районного центра п. Яшкуль, для использования в целях производства продукции животноводства и растениеводства, общей площадью 38611,0 га.

Главой 3 названного договора стороны определили порядок платежей и расчетов по договору, согласно которому Арендатор обязался ежегодно вносить арендную плату согласно прилагаемому к договору расчету, арендная плата вносится ежеквартально не ранее 25-го числа последнего квартала и не позднее 5-го числа первого месяца следующего квартала равными частями путем перечисления на счет.

Размер арендной платы изменяется ежегодно с учетом индексации Ставок земельного налога и арендной платы на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется Арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования законодательного акта об изменении базовой ставки арендной платы (п. 3.5 договора).

Срок действия названного договора установлен с 19.03.2004 по 18.03.2014. 

Приложением № 2 к договору стороны оговорили сумму ежегодной арендной платы по договору в размере 226326,53 руб., в том числе 141734,88 руб. за 32809 га пастбищ (с базовым размером 4,32 руб./га), 71795,65 руб. за 2095 га пашни (с базовым размером 34,27 руб./га) и 12796 руб. за 700 га сенокосов (с базовым размером 18,28 руб./га).

Указанный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 19.03.2004 государственную регистрацию в установленном порядке не прошел.

В связи с неисполнением обществом договорных обязательств по внесению арендной платы истец обратился в арбитражный суд. 

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса).

На основании абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Согласно частям 1, 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды на срок более года, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.

Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.

Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А63-6604/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также