Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А63-4948/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                         

17 февраля 2015 года                                                                                Дело № А63-4948/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Минераловодский камнеобрабатывающий завод» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2014 по делу № А63-4948/2014 (судья З.Р. Тлябичева), по заявлению открытого акционерного общества «Минераловодский камнеобрабатывающий завод», х. Вязники, ОГРН 1022601449452, ИНН 2630000035, к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212, ИНН 2626042723

о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 27.03.2014 № 14-148/П/1-032/3,   

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Минераловодский камнеобрабатывающий завод»: Синящок И.А. по доверенности от 10.02.2015 №3,

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «Минераловодский камнеобрабатывающий завод» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 27.03.2014 № 14-148/П/1-032/3.

Заявление мотивировано тем, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, полагает, что содеянное должно быть квалифицировано по ст. 8.5 КоАП РФ.

Решением от 22.10.2014 в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Минераловодский камнеобрабатывающий завод», х. Вязники, ОГРН 1022601449452, ИНН 2630000035, о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 27.03.2014 № 14-148/П/1-032/3, суд отказал.

Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного  суда  Ставропольского  края  от 22.10.2014 по Делу А63-4948/2014 отменить, и удовлетворить заявление общества.

По мнению апеллянта, оценивая недочеты открытого акционерного общества «Минераловодский камнеобрабатывающий завод» в совокупности можно сделать вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения, которое не повлекло за собой никаких угроз охраняемым общественным отношениям.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители административного органа в заседание суда не явились, информация о их надлежащем уведомлении подтверждается приложенными к материалам дела почтовыми уведомлениями.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного органа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 03.02.2014 № 148 государственными инспекторами Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) с привлечением экспертов ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам» была проведена плановая выездная проверка ОАО «Минераловодский камнеобрабатывающий завод». При проведении проверки присутствовал генеральный директор ОАО «Минераловодский камнеобрабатывающий завод» - Гаспарян К.Б.

В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ОАО «Минераловодский камнеобрабатывающий завод» (далее по тексту - общество) был выявлен факт нарушения обществом законодательства о области обращения с отходами, а именно:

- на момент проведения проверки у общества отсутствовал порядок осуществления производственного контроля, определенный по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами;

- за период 2011 -2013 общество не осуществляло учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- в период с 2011 года и по настоящее время общество осуществляет деятельность в отсутствии паспортов на отходы I-IV класса опасности, согласованных с федеральным органом исполнительной власти;

- общество несвоевременно предоставило отчетность за 2013 год, а именно 16.01.2014, тогда как согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010 № 30 отчетность предоставляется до 15 января года, следующим за отчетным периодом.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.03.2014 № 14-148/П/1. Кроме того должностным лицом Департамента 14.03.2014 в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 14-148/П/1-032/1.

Постановлением об административном правонарушении от 27.03.2014 № 14-148/П/1 -032/3 ОАО «Минераловодский камнеобрабатывающий завод» было привлечено к административной ответственности по статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд апелляционной инстанции в проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Исходя из статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляет на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с пунктом 2 порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010 г. № 16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденную приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате; деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией отчетность в уведомительном порядке.

Как следует из материалов дела, общество предоставило отчетность за 2013 год 16.01.2014, то есть за пределами установленного срока, тогда как согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010 № 30 отчетность предоставляется до 15 января года, следующим за отчетным периодом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается правонарушение, описанное в оспариваемом обществом постановлении.

Вместе с тем, заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что административным органом не доказан состав вменяемого заявителю правонарушения и указывает на неверную квалификацию действий общества. Полагает, что содеянное должно быть квалифицировано по ст. 8.5 КоАП РФ.

Кроме того, общество считает, что допущенное им нарушение подлежит квалификации в качестве малозначительного с учетом принципов соразмерности и справедливости наказания ввиду отсутствия в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным интересам, отсутствия направленности действий общества на нарушение закона.

Назначенная обществу сумма штрафа в размере 100 000 руб., по мнению общества, несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.

Отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Обществу вменено осуществление деятельности в области обращения с отходами производства и потребления при отсутствии порядка осуществления производственного контроля, не осуществления учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, осуществление деятельности в отсутствии паспортов на отходы I-IV класса опасности, согласованных с федеральным органом исполнительной власти, а также несвоевременность предоставления отчетности, следовательно, административный орган правомерно квалифицировали совершенное обществом правонарушение по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), а не по статье 8.5 КоАП

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу n А63-2901/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также