Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А15-3966/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

23 января 2015 года                                                                                    Дело № А15-3966/2013 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Кавказского управления Ростехнадзора на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2014 по делу №А15-3966/2013 (судья Омарова П.М.),

по заявлению Кавказского управления Ростехнадзора (г. Махачкала, пр-т Петра 1, д. 19)

к обществу с ограниченной ответственностью "Нафта Кизляр" (ИНН 0547008236)

об аннулировании лицензии №ВП-32-000557 (ЖНСХ) от 23.04.2010 на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

УСТАНОВИЛ:

Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление, заявитель, Кавказское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об аннулировании выданной обществу с ограниченной ответственностью "Нафта Кизляр" (далее – общество, заинтересованное лицо, ООО "Нафта Кизляр") лицензии №ВП-32-000557 (ЖНСХ) от 23.04.2010 на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Решением от 21.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Кавказское управление Ростехнадзора не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.08.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Кавказского управления Ростехнадзора поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Нафта Кизляр" является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 16.10.2009 за ОГРН 1090547000720.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО "Нафта Кизляр" выдана лицензия №ВП-32-000557 (ЖНСХ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов сроком действия с 23.04.2010 до 23.04.2015 (т. 1, л.д. 116, 117).

В государственном реестре опасных производственных объектов 02.03.2010 зарегистрированы четыре опасных объекта, используемых обществом при осуществлении лицензируемой деятельности:

1) установка по переработке нефти (№А32-01111-001);

2) склад ГСМ (№А32-01111-002);

3) система газопотребления предприятия (№А32-01111-003);

4) участок транспортирования опасных веществ (А32-01111-004).

Обществу выдано свидетельство о регистрации опасных производственных объектов А32-01111 от 02.03.2010.

В целях исполнения перечня поручения Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещания по вопросу "О состоянии и проблемах развития топливно-энергетического комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе" от 20 декабря 2012 года №ДМ-П9-7811, Ростехнадзором издан приказ от 15.02.2013 №64 "Об организации проведения проверок обеспечения на территории Северо-Кавказского федерального округа безопасности магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, а также проверок деятельности нефтеперерабатывающих заводов и автозаправочных станций" (т.2, л.д. 81).

На основании распоряжение Кавказского управления Ростехнадзора от 28.02.2013 №0259-р-ВП-В/6.1, изданного во исполнение вышеуказанного приказа от 15.02.2013 №64, в отношении ООО "Нафта Кизляр" в период с 26 марта по 29 марта 2013 года проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности (42 пункта), а также факт неисполнения предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.01.2011 №202ВП-20/П/059 и от 08.06.2012 №468-рп-02/6.2. По результатам проверки составлены акт проверки от 29.03.2013 №0259-р-ВП-В/6.1/А/, протокол об административном правонарушении от 29.03.2013 №0259-р-ВП-В/6.1./П/. Обществу выдано предписание от 29.03.2013 №0259-р-ВП-В/6.1./П об устранении выявленных нарушений в срок до 20.09.2013. Постановлением Кизлярского городского суда от 12.04.2013 №5-140/13 за выявленные нарушения ООО "Нафта Кизляр" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде приостановления деятельности на 40 суток.

По распоряжению Кавказского управления Ростехнадзора от 04.12.2013 №1398-р-ВП-В6.1 в период с 09 по 10 декабря 2013 года в отношении ООО "Нафта Кизляр" проведена внеплановая выездная проверка выполнения выданного обществу предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности.

По итогам проверки составлен акт от 10.12.2013 №1398-р-ВП-В/6.1./А/, из которого следует, что ООО "Нафта Кизляр" не исполнило предписание Ростехнадзора от 29.03.2013 №0259-р-ВП-В/6.1./П/.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на основании части 11 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон №99-ФЗ).

Пунктом 4.2.1 Положения о Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 №724 (далее – Положение), к полномочиям Кавказского управления Ростехнадзора отнесены контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектов.

Согласно пункту 4.9. Положения Кавказское управление Ростехнадзора осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности, отнесенное законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации к компетенции Ростехнадзора, за исключением лицензирования деятельности в области использования атомной энергии, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Закона №99-ФЗ.

В соответствии с частью 11 статьи 20 Закона №99-ФЗ в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Исходя из вышеизложенного, основанием для аннулирования лицензии является не устранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований до истечения установленного срока административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или установленного лицензирующим органом срока исполнения вновь выданного предписания.

Пунктом 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №454 (действующего на момент выдачи предписания от 29.03.2013), установлены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных пунктами "а"-"е", "з"-"с" и "у"-"х" пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 утверждено новое Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее – новое Положение о лицензировании), которое вступило в силу с 01.07.2013 (то есть действовало на момент проведения проверки исполнения предписания от 29.03.2013).

Пунктом 6 нового Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности отнесены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а"-"г", "е"-"п" и "с"-"у" пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона №99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Факт допущения ООО "Нафта Кизляр" нарушений требований промышленной безопасности, указанных в акте проверки и в предписании от 29.03.2013 установлен вступившим в законную силу постановлением Каспийского городского суда от 12.04.2013 по делу №5-140/13, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и не оспаривается самим обществом.

Из содержания определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлений от 21.11.2002 N 6 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 №15211/08 по делу №А68-5254/07-292/8 содержится правовая позиция, согласно которой такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А63-4105/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также