Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу n А63-7528/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                            

16 декабря 2014 года                                                                                Дело № А63-7528/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Овцевод» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 по делу № А63-7528/2014 (судья Русанова В.Г.)

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Овцевод», с. Величаевское, ОГРН 1022603223642,

к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу – Слюсаревой С.В. (по доверенности);

от сельскохозяйственного производственного кооператива «Овцевод» - Гринько Н.Н. (по доверенности),

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2014 отказано в удовлетворении требования сельскохозяйственного производственного кооператива «Овцевод» (далее – заявитель, кооператив) к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-кавказскому Федеральному округу (далее - департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 03.07.2014 № 14-928/П/1-086/3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением штрафных санкций в размере 100 000 рублей. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, соблюдением департаментом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Дело рассмотрено судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства.

В апелляционной жалобе кооператив просит отменить решение суда, ссылаясь на применение закона, неподлежащего применению и неправильное истолкование закона. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что кооператив не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В отзыве административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.

Вызванные судом должностные лица департамента, составившие акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания пояснили, что при составлении акта проверки председатель  кооператива Мирошниченко А.Н. не присутствовал, в связи, с чем его действия были расценены как отказ в ознакомлении с актом проверки, уведомление о времени и месте составления протокола вручено секретарю кооператива.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 12.05.2014 № 928 департаментом проведена плановая выездная проверка соблюдения кооперативом требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды по адресу осуществления деятельности: Левокумский район, село Величаевское, ул. Пятигорская, 1. С указанным приказом кооператив ознакомлен 14.05.2014, что подтверждается отметкой и подписью председателя кооператива Мирошиниченко А.Н.

В ходе проверки административным органом составлен акт проверки от 11.06.2014 № 14-928/П/1 в котором зафиксированы  нарушения  требований Порядка осуществления производственного контроля, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (далее – Порядок), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), а именно:

- кооператив не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами: на момент проведения проверки отсутствует Порядок осуществления производственного контроля, определенный по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.

- кооператив не осуществлял учет в области обращения с отходами за 2010-2012 гг. За период 2013 - 1 кв. 2014 г. учёт в области обращения с отходами ведется с нарушением требований Порядка.

В представленных данных учета отходов за период юридическое лицо в нарушении пункта 6 данные учета в области обращения с отходами оформляются только по приложению 3 к Порядку (форма не соответствует), приложения 1,2 и 4 - не заполняются.

В нарушении пункта 7 Порядка отсутствуют годовые формы обобщения данных учета отходов.

В нарушение требований пункта 8 Порядка отсутствует оттиск круглой печати юридического лица, отсутствует сквозная нумерация листов журнала в верхнем правом углу арабской цифрой учетные листы журнала не брошюруются каждый месяц с приложением к ним титульного листа. Все листы, включая титульный, не прошиты и на последнее странице не скреплены оттиском круглой печати и подписью руководителя юридического лица и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В нарушение пункта 12 Порядка при отсутствии данных учета в столбцах не проставляется ноль; не определены лица ответственные за допуск к работе с отходами 1- 4 класса опасности; так же у руководителя и специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки в отношении кооператива составлен протокол об административном правонарушении от 11.06.2014.

Постановлением департамента  от 03.07.2014 кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса с назначением штрафа в сумме 100 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, кооператив обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 8.2. Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Исходя из статьи 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу статьи 67 Закона № 89-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 26 № 89-ФЗ определено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).

В силу пункта 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Согласно пункту 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Пунктом 8 названного Порядка предусмотрено, что лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.

В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100 листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу n А20-3906/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также