Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А63-15818/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

05 декабря 2014 года                                                                              Дело № А63-15818/2012

                

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2014 по делу № А63-15818/2012

по иску индивидуального предпринимателя Шимко И.М. (г. Ставрополь, ОГРНИП 309263514600040)

к администрации г. Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901)

о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Шимко И.М.: представитель Петров А.Н. (по доверенности от 02.12.2014),

в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Шимко И.М. (далее по тексту – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее по тексту – администрация), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее по тексту – Комитет) о признании незаконным уведомление администрации от 23.08.2011 09/02-01/1-4169 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:010528:86 (на сегодняшний день кадастровый номер 26:12:010528:749), площадью 16 кв.м. для размещения объекта мелкорозничной торговли г. Ставрополь, по ул. Ленина, в районе жилого дома № 412; об обязании администрацию предоставить предпринимателю в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:010528:749 (ранее кадастровый номер 26:12:010528:86), площадью 16 кв.м. для размещения объекта мелкорозничной торговли г. Ставрополь, по ул. Ленина, в районе жилого дома № 412.

Решением суда от 21.07.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение администрации города Ставрополя № 09/02-01/1 - 4169 от 23.08.2011 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Шимко И.М. в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:010528:86 (в настоящее время кадастровый номер 26:12:010528:749), площадью 16 кв.м, разрешённое использование: для размещения объекта мелкорозничной торговли, местоположение: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, в районе жилого дома № 412, как несоответствующее требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал администрацию принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:010528:86 (в настоящее время кадастровый номер 26:12:010528:749), площадью 16 кв.м., разрешённое использование: для размещения объекта мелкорозничной торговли, местоположение: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, в районе жилого дома № 412 с последующим обеспечением направления в адрес предпринимателя проекта соответствующего договора в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении требования, предъявленные Комитету градостроительства администрации города Ставрополя судом отказано. Одновременно, с предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 200 рублей государственной пошлины.

Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы,  выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что 26.08.2010 предприниматель обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка предполагаемой площадью 12 кв.м. в районе ул. Ленина 412 для использования под размещения торгового киоска (павильона).

21.09.2010 Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя утверждено градостроительное заключение № 2712, подтверждающее наличие возможности предоставления испрашиваемого земельного участка. Согласно указанному заключению местоположение участка и цель его использования соответствуют градостроительному регламенту, установленному для территориальной зоны Ж-1 и виду разрешённого использования: «объект торгового назначения».

18.02.2011 распоряжением заместителя главы администрации № 258-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 26:12:010528.

16.03.2011 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю принято решение № 26/301/11-23204 об осуществлении кадастрового учёта земельного участка площадью 16 кв.м., (кадастровый номер 26:12:010528:86), разрешенное использование: для размещения объектов мелкорозничной торговли, местоположение: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, в районе дома № 412. Согласно материалам кадастрового дела объекта недвижимости 26:12:010528:86 предприниматель выступила заказчиком выполненных кадастровых работ.

28.04.2011 Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя утверждено градостроительное заключение № 1892 о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с его относимостью к территории общего пользования, нахождением в микрорайоне с развитой инфраструктурой и большим количеством объектов торговли.

20-28 мая 2011 в газете «Вечерний Ставрополь» опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении спорного земельного участка, площадью 16 кв.м. для размещения объекта мелкорозничной торговли.

28.08.2011 администрацией подготовлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги мотивированное относимостью испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования.

Согласно справке № 01-06-07/14 МФЦ от 12.02.2013 отказ выдан предпринимателю 12.12.2012.

Полагая, что решение заинтересованных лиц не соответствует требованиям действующего законодательства, предприниматель обратилась с заявленными требованиями в арбитражный суд.

Признавая незаконным решение администрации города Ставрополя № 09/02-01/1 - 4169 от 23.08.2011 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Шимко И.М. в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:010528:86 (в настоящее время кадастровый номер 26:12:010528:749) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт расположения спорного земельного участка в границах территории общего пользования заинтересованными лицами не доказан и опровергается материалами дела. Действующее законодательство не предусматривает таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка, как нахождение испрашиваемого участка в микрорайоне с развитой инфраструктурой и большим количеством объектов торговли. В связи с чем, обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, судом не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 37 Закона об организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу статьи 51 Устава муниципального образования город Ставрополь (документ находится в свободном доступе), его исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация.

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Закона об организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о торговой деятельности), регламентирующим отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 10).

Нестационарный торговый объект определен Законом о торговой деятельности как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 в редакции, действующей в спорный период).

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.

По смыслу указанных норм органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.

Порядок размещения объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории города Ставрополя установлен постановлением Главы города «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя» № 333 от 27.02.2013.

Вместе с тем, Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденной постановлением № 333 от 27.02.2013, не предусмотрено размещение объекта мелкорозничной торговли в районе жилого дома № 412 по ул. Ленина г. Ставрополя.

На момент принятия судом первой инстанции решения, а также рассмотрения апелляционной жалобы, постановление № 333 от 27.02.2013 актуально (действующее).

Ссылка предпринимателя на ранее действующую схему размещения нестационарных объектов, утвержденную 01.09.2011 постановлением администрации г. Ставрополя № 2478 не принимается, поскольку на момент разрешения судом спора является недействующей.

При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание необходимость соблюдение баланса прав и законных интересов заявителя и неограниченного круга лиц – жителей муниципального образования, в чьих интересах муниципальным образованием в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Закона об организации местного самоуправления, в целях более комфортного обеспечения общественного питания и торговли, 27.02.2013 утверждена новая схема размещения нестационарных объектов.

Доказательств о том, что размещение нестационарного торгового объекта по

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А63-11851/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также