Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А61-1057/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                          Дело № А61-1057/2014

                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Цигельникова И.А.,

судьи: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу  на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2014 по делу № А61-1057/2014 (судья Акимцева С.А.)

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу

к закрытому акционерному обществу «Владимпекс» (ИНН 1507002776)

о взыскании 911417620 р.,

при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу – Жариковой А.М. по доверенности от 09.01.2014 №У8-7/05, в отсутствие представителя ЗАО «Владимпекс»,

УСТАНОВИЛ:

            Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – управление) обратилось с заявлением в суд о взыскании с закрытого акционерного общества «Владимпекс»  (далее – общество) в бюджет Российской Федерации 911417620р за неисполнение обязательств об использовании федеральных специальных марок.

            Решением суда от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены частично. С общества в доход федерального бюджета взыскано 500003706р, во взыскании 411413914р отказано.

Не согласившись с решением суда, управление обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представил суду копию протокола выемки от 06.05.2010 и расчет по количеству федеральных специальных марок, находящихся на ответственном хранении в МРУ ФСРАР по ЦФО. Пояснил, что в представленном расчете указана стоимость федеральных специальных марок в зависимости от маркировки определенной алкогольной продукции.

Протокольным определением суда представленные документы приобщены к материалам дела.

Представитель общества в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания общество извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя общества.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя управления, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

            Как следует из материалов дела, общество является организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции.

            17.06.2009 обществом подано заявление №1 в Управление ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания о выдаче федеральных специальных марок (ФСМ) для маркировки алкогольной продукции в количестве 33000000 шт., из которых: 2000000 шт. для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 40%, емкостью 1л., объём маркируемой алкогольной продукции 200000 дал; 13190 тыс.шт. для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 40%, емкостью 0,5 л., объём маркируемой алкогольной продукции 659500 дал.; 5000000 шт. для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 40%, емкостью 0,25л., объём маркируемой алкогольной продукции 125000 дал.; 360000 шт. для маркировки вина с содержанием этилового спирта 18 %, емкостью 1,5л., объём маркируемой алкогольной продукции 54000 дал.; 600000 шт. для маркировки вина с содержанием этилового спирта 18%, емкостью 1л., объём маркируемой алкогольной продукции 60000 дал.; 1200000 шт. для маркировки вина с содержанием этилового спирта 18 %, емкостью 0,7л., объём маркируемой алкогольной продукции 84000 дал.; 1200000 шт. для маркировки вина с содержанием этилового спирта 18 %, емкостью 0,5 л., объём маркируемой алкогольной продукции 60000 дал.; 2400000 шт. для маркировки вина с содержанием этилового спирта 18 %, емкостью 0,25 л., объём маркируемой алкогольной продукции 60000 дал.; 6240000 шт. для маркировки вина с содержанием этилового спирта 18 %, емкостью 0,1 л., объём маркируемой алкогольной продукции 62400 дал.; 610000 шт. для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 42 %, емкостью 0,5 л., объём маркируемой алкогольной продукции 30500 дал.;  200000 шт. для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 42%, емкостью 0,25 л., объём маркируемой алкогольной продукции 5000 дал.

            ФСМ в вышеуказанном количестве – 33000000 шт.  получены обществом по накладным от 30.07.2009 №№ 130, 131, 132, 133, 135, 136, 137, 138 , 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145.

            При этом обществом в УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания  представлены обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.

            Общество обязуется в срок до 04.06.2012 произвести нанесение на алкогольную продукцию ФСМ в установленном порядке; произвести уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных марок в установленном порядке; предоставить отчет об использовании полученных марок в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

            В случае невыполнения вышеуказанных действий денежные средства, эквивалентные сумме обеспечения выполнения обязательства и кратные количеству и номенклатуре федеральных специальных марок, по которому обязательство не выполнено, будут перечислены обществом в федеральный бюджет.

            Данное обязательство считается выполненным после исполнения в установленный срок всех предусмотренных обязательством действий и обеспечено договором поручительства от 04.05.2009 № 01/09 на сумму 911417620 р., заключенным между обществом, ООО «Росвод» (ИНН 1511008467) и Управлением ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания.

            Перечисленные в обязательстве действия об использовании по назначению приобретенных ФСМ в установленные в обязательстве сроки обществом не были выполнены.

            Денежные средства, эквивалентные сумме обеспечения выполнения обязательства и кратные количеству и номенклатуре ФСМ, обществом в федеральный бюджет не перечислены.

            Неисполнение обществом обязательства об уплате 911417620р послужило основанием для подачи настоящего искового заявления в суд.

            Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования управления, исходил из следующего.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в том числе, следующие документы: заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок; отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме; обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации №785 от 21.12.2005 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (в ред. от 08.01.2009) установлено, что размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции. При этом в случае неисполнения организацией, приобретающей федеральные специальные марки, обязательства, исполнение которого обеспечено: поручительством (банковской гарантией), - требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено; денежным залогом, - средства денежного залога перечисляются со счета налогового органа в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено.

            Таким образом, уплата суммы обеспечения исполнения обязательства предусмотрена в случае неисполнения обязательства, исполнение которого обеспечено.

            На основании постановления Правительства РФ от 28.02.2010 №106 «О федеральных специальных марках и внесении изменений в постановление Правительства РФ №785 от 21.12.2005» («О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками») на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка возложена, в том числе, обязанность по обеспечению государственного контроля за выполнением обязательств об использовании приобретенных ФСМ в соответствии с их назначением в отношении не использованных по состоянию на 28.02.2010 ФСМ.

            Пунктами 62 и 63 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2008 №50н, было установлено, что лицами, для которых исполняется государственная функция, являются организации, осуществляющие производство ( за исключением экспорта) произведенной на территории РФ алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, и результатом исполнения этой функции являлась выдача территориальными налоговыми органами марок заявителю. Процедура исполнения данной функции завершалась путем получения обществом ФСМ.

            Приказом Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 №13н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» утвержден Административный регламент, согласно пункту 32 которого при отсутствии в территориальном органе Росалкогольрегулирования Отчета в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, заявителю в письменной форме направляется уведомление (в виде почтового отправления с уведомлением о вручении) с предупреждением о предъявлении поручителю, указанному в пункте 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - поручитель), требования об уплате суммы обеспечения исполнения обязательства (далее - требование) либо о перечислении в федеральный бюджет средств денежного залога со счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытого в территориальном органе Федерального казначейства.

            Форма уведомления о предъявлении поручителю (гаранту) требования об уплате суммы обеспечения исполнения обязательства (о перечислении в федеральный бюджет средств денежного залога) приведена в приложении № 5 к Административному регламенту.

            В случае, если в течение трех рабочих дней со дня получения территориальным органом Росалкогольрегулирования уведомления о вручении уведомления, указанного в настоящем пункте, обязательство, в том числе в части представления Отчета, заявителем не исполнено, территориальный орган Росалкогольрегулирования выставляет (направляет) поручителю (гаранту) требование в размере, кратном количеству марок, по которому это обязательство не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет либо перечислением средств денежного залога в федеральный бюджет в размере, кратном количеству марок, по которому обязательство не исполнено.

            Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств использования приобретенных обществом ФСМ в соответствии с их назначением, то есть доказательств использования ФСМ для удостоверения законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, обществом в материалы дела не представлено, за исключением доказательств невозможности использования ФСМ в количестве 14895000 шт. (находящиеся на хранении в МРУ ФСРАР по ЦФО).

            Материалы дела содержат доказательства невозможности исполнения обществом обязательств использования ФСМ в количестве 14895000 шт. в связи с их изъятием 06.05.2010 и хранением по сегодняшний день в МРУ ФСРАР по ЦФО (т.2, л.д.10-47).     Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

            На основании пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает.

            Поскольку доказательств исполнения взятых на себя обязательств по использованию приобретенных федеральных

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А15-2538/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также