Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А63-12967/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 27 октября 2014 года Дело № А63-12967/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Марченко О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафатовой Галины Ивановны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу № А63-12967/2013 (судья Капункин Ю.Б.) по иску индивидуального предпринимателя Сафатовой Галины Ивановны (ОГРН 305264513601029, ИНН 262100536900) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 в размере равном его действительной рыночной стоимости на дату кадастровой оценки – 1 212 000 рублей, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Сафатовой Галины Ивановны Сидельниковой А.В. (доверенность от 01.06.2014), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Сафатова Галина Ивановна (далее – предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю (далее – учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 в размере равном его действительной рыночной стоимости на дату кадастровой оценки – 1 212 000 рублей (уточненные требования). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство), администрация Труновского муниципального района Ставропольского края (далее – администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – управление). Решением суда от 18.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку судом предлагалось истцу привлечь министерство в качестве ответчика по делу, а истец выразил несогласие, то данный отказ истца исключает возможность привлечения министерства ответчиком по инициативе суда. В связи с чем, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный в материалы дела отчет об оценке № 137/01/13 от 12.08.2013 не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, в связи с чем отчет не может быть признан достоверным доказательством заявленных требований. Не согласившись с решением, предпринимателем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом первой инстанции не обоснованно не принят отчет об оценке № 137/01/13 от 12.08.2013, соответствие требованиям ФСО № 3 которого подтверждена экспертным заключением № 1556/2013-17 от 18.10.2013. Кроме того, в силу Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/93 от 11.03.2010 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» (далее – приказ № П/93) вывод суда о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, является ошибочным. 25.07.2014 от предпринимателя поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012. Определением суда от 27.06.2014 назначена строительно-техническая экспертиза, порученная эксперту Государственного учреждения Ставропольской лаборатории судебной экспертизы Бусовиковой Е.М. 09.09.2014 в апелляционный суд поступило экспертное заключение № 1399/8-3 от 04.09.2014. В судебном заседании представитель предпринимателя представил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления об отнесении судебных расходов на истца, поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, установить кадастровую стоимость в размере ее рыночной 1 288 000 рублей. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие. Изучив материалы дела, а также экспертное заключение, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу № А63-12967/2013 подлежит отмене, исходя из следующего. Как усматривается из материалов дела, 12.04.2010 на основании постановления администрации от 12.04.2010 № 225-п между Труновским муниципальным районом в лице главы ее администрации (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды № 28 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:05:040601:30, общей площадью 404 125 кв. м, в том числе 404 125 кв. м несельскохозяйственного угодья, с местоположением: примерно в 7,8 км по направлению на север от ориентира здания, расположенного за пределами участка; адрес ориентира: район Труновский, село Донское, улица Ленина, 5 (секция IX, контур 61 – материалы вычисления площадей совхоза «Мелиоратор» 1989), сроком действия по 11.04.2059. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Согласно расчету арендной платы к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения размер арендной платы за год составляет 23 244,87 рублей. 21.07.2010 по акту приема-передачи арендодатель передал арендатору земельный участок. Приказом министерства от 25.12.2012 № 202 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 составила 2 416 667 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 5,98 руб./кв. м). По заказу предпринимателя Торгово-промышленная палата Ставропольского края выполнила оценочные работы по определению рыночной стоимости вышеназванного земельного участка, по результатам которых подготовлен отчет об оценке № 137/01/13 от 12.08.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 212 000 рублей. Из экспертного заключения общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 18.10.2013 № 1556/2013-17 следует, что отчет об оценке № 137/01/13 от 12.08.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям федеральный стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от размера его рыночной стоимости, а также поскольку отчет об оценке № 137/01/13 от 12.08.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 212 000 рублей, предприниматель обратился с иском в арбитражный суд об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку судом предлагалось истцу привлечь министерство в качестве ответчика по делу, а истец выразил несогласие и, то данный отказ истца исключает возможность привлечения министерства ответчиком по инициативе суда. В связи с чем, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии представленного в материалы дела отчета об оценке № 137/01/13 от 12.08.2013 ФСО № 3, в связи с чем отчет не может быть признан достоверным доказательством заявленных требований. Между тем, судом не учтено следующее. Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, определено, что именно данная служба осуществляет функции по государственной кадастровой оценке. В соответствии с пунктом 4 положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно приказу № П/93 государственные учреждения «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу № 913/11, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2014 по делу № А63-11851/2013. С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по данному делу должно выступать министерство, является ошибочным. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, а в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Закон № 135-ФЗ, в который включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Установленным статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускается оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Итогом рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости является направление органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета и их внесение последним в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона № 135-ФЗ). Нормами Закона № 135-ФЗ не регламентирована Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А63-602/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|