Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А15-3956/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                    

21 октября 2014 года                                                                               Дело № А15- 3956/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У.,

судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2014 по делу № А15- 3956/2013 (судья  Тагирова З.Т.)

по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан,

об оспаривании ненормативного правового акта,

третье лицо: ООО «Дагестанэнерго»,

при участии в судебном заседании представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Гриненко И.В. по доверенности от 01.07.2014 №234-14,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2014 отказано в удовлетворении заявления ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее – общество, заявитель) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее – управление, антимонопольный орган) от 12.09.2013 по делу №39 о признании общества нарушившим нормы законодательства о защите конкуренции. Судебный акт мотивирован правомерностью решения управления, установившего нарушения общества, выразившиеся в незаконном и необоснованном ограничении, прекращении поставки газа ООО «Дагестанэнерго», что могло повлечь ущемление интересов добросовестных абонентов - плательщиков, а также абонентов, ограничение обслуживания которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объёме, ссылаясь на несоответствие содержащихся в решении выводов обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального и материального права. В частности, общество утверждает, что суд вышел за пределы своих полномочий и вменил правонарушения, которые не отражены в решении антимонопольного органа. Также общество считает ошибочным вывод суда о правомерности решения управления и указывает на недоказанность наличия в действиях общества признаков ограничения конкуренции, установленных статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление и ООО «Дагестанэнерго», участвующее в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, отзывов не направили.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей управления и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Дагестанэнерго" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившееся в прекращении поставки газа ООО "Дагестанэнерго".

Антимонопольный орган возбудил в отношении общества дело N 39 и принял решение от 12.09.2014 о признании его нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган сделал вывод о злоупотреблении обществом доминирующим положением на рынке услуг по поставке газа ввиду неправомерного прекращения газоснабжения котельных ООО "Дагестанэнерго" и ущемления при этом интересов последнего, а также прав добросовестных потребителей вырабатываемой котельными тепловой энергии.

Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, общество обратилось в суд.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

В силу статьи 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 18 указанного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

На основании статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под существенным нарушением условий договора понимается неоднократное нарушение сроков оплаты товара.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу статьи 25 Закона о газоснабжении при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пунктах 3 и 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок), установлено, что при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждение срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (пункт 6 названного Порядка).

По смыслу указанного положения, организация - потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.09.2012 N ВАС-9586/12 по делу N 9586/12).

Из приведенных норм следует, что действующим законодательством предоставлено право энергоснабжающей организации вводить ограничение режима потребления и прекращение энергоснабжения, однако при этом установлена обязанность соблюдать определенную процедуру.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия (бездействие), перечисленные в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Судом установлено и следует из материалов дела, что общество в связи с наличием задолженности ООО "Дагестанэнерго" в сумме 21 610 942, 96 руб., направило ООО "Дагестанэнерго" предупреждение-письмо от 21.02.2013 №1-14-02/412-СШ о том, что в случае не поступления денежных средств на расчетный счет поставщика до 10.03.2013 необходимо покупателю самостоятельно ограничить газопотребление, в противном случае поставка газа будет принудительно ограничено с 19.03.2013 на 50%, а с 29.03.2013 - полностью. Одновременно вместе с предупреждением поставщик направил покупателю для подписания проект соглашения об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов добросовестным абонентам и предложил в срок до 10.03.2013 представить сведения о добросовестных абонентах и объемах газа, необходимых для обеспечения их топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

ООО «Дагестанэнерго» сопроводительным письмом от 06.03.2013 №02.1/189 направило обществу (поставщику) информацию, необходимую для определения объема газа, подлежащего поставке объектам ООО «Дагестанэнерго» (Махачкалинская ТЭЦ, котельные «БПК», «Пиковая») для обеспечения коммунальной услугой по горячему водоснабжению и отоплению добросовестных потребителей.

К указанному письму покупатель приложил наряду с другими документами и сведения о добросовестных потребителях газа по состоянию на 01.02.2013 - юридических лицах на 20 листах и о добросовестных потребителях - физических лицах на 300 листах и подписанные соглашения от 05.03.2013 об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов абонентам, своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, в соответствии с договорами поставка газа от 15.10.2012 №12-33/00-0004/13 и №12-33/00-0004/13К.

06.06.2013 общество (поставщик) направило в адрес ООО «Дагестанэнерго» (зарегистрировано вх.№534 06.06.2013) новое предупреждение о намеченном прекращении поставки газа в связи образованием непогашенной задолженности за поставленный газ перед поставщиком по состоянию на 31.05.2013 в размере 66 105 899,84 руб. по перечисленным выше двум договорам от 15.10.2012 №12-33/00-0004/13 и №12-33/00-0004/13К.

Одновременно поставщик указал в этом предупреждении о том, что в случае непогашения задолженности по потребленному газу в срок до 10.06.2013, поставка газа будет принудительно ограничена с 19.06.2013 на 70%, а с 29.06.2013 - полностью прекращена, и о том, что до даты прекращения газоснабжения потребитель обязан выступить с инициативой и согласовать с поставщиком необходимый минимальный объем газа для обеспечения коммунальными ресурсами абонентов, которые своевременно и в полном объеме оплачивают использованные ресурсы.

10.06.2013 общество направило потребителю извещение о введении ограничения поставок №1-14-02/1799-ГК (зарегистрировано вх.№552 11.06.2013) в связи с непринятием мер, изложенных в предупреждении от 06.06.2013, о введении ограничения поставки газа с 10 час.00 мин. 19.06.2013 на 70%.

Извещением от 17.06.2013 №1-14-02/1884-Гк, зарегистрированным 18.06.2013 вх.№566 в ОАО «Дагэнергосеть», общество сообщило потребителю о переносе даты ограничения поставки газа с 19.06.2013 на 01.07.2013 и даты прекращения поставки газа с 29.06.2013 на 10.07.2013 по договору №12-33/00-0004/13 от 15.10.2012.

Общество направило в адрес покупателя (письмо от 26.06.2013 №12-14/1496-АГ) для подписания проекты дополнительных соглашений к договорам поставкам газа №12-33/00-0004/13 и №12-33/00-0004/13К от 15.10.2012 (получено 01.07.2013).

Вторым извещением от 01.07.2013 №1-14-02/2125-ГК, зарегистрированным в ОАО «Дагэнергосеть» 02.07.2013 вх.№695, общество сообщило о переносе даты ограничения поставки газа с 01.07.2013 на 11.07.2013 и даты прекращения поставки газа с 10.07.2013 на 16.07.2013 по договору №12-33/00-0004/13 от 15.10.2012.

В ответ на полученное от поставщика письмо от 26.06.2013 №12-14/1496-АГ покупатель возвратил в адрес филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Дагестане (зарегистрировано вх.№12-865 04.07.2013) сопроводительным письмом от 04.07.2013 №02.1/475 неподписанные со стороны покупателя проекты дополнительных соглашений к договорам поставки газа от

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А63-135/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также