Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А63-4956/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

г. Ессентуки

21 октября 2014 года                                                                                 Дело № А63-4956/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города-курорта Кисловодска

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2014 по делу                       № А63-4956/2014 (судья Керимова М.А.),

по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города-курорта Кисловодска «Спецавтохозяйство», г. Кисловодск, ОГРН 1022601313569

к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, ОГРН 1022601311281, администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края, г. Кисловодск, ОГРН 1022601316418

о признании права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества,

при участии в заседании представителей:

от конкурсного управляющего Замошникова И.А.: Замошников И.А. (лично),

в отсутствие иных, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие города-курорта Кисловодска «Спецавтохозяйство» (далее – истец, предприятие) в лице конкурсного управляющего Замошникова Игоря Анатольевича (далее – конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство), комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (далее – комитет), администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края (далее – администрация) о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ город-курорт Кисловодск на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15: нежилое здание, база на 100 а/машин, общей площадью 4 225,3 кв.м, литер Б, кадастровый номер 26:34:110103:60; нежилое здание под офис на базе площадке, общей площадью 300,7 кв.м, литер Г, кадастровый номер 26:34:110103:59; нежилое здание, моечная, общей площадью 114,1 кв.м, литер Д, кадастровый номер 26:34:110103:58; нежилое здание, склад, общей площадью 456,5 кв.м, литер Ж, кадастровый номер 26:34:110103:62 (далее – спорные объекты), и признании за муниципальным предприятием права хозяйственного ведения на спорные объекты (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2014 исковые требования удовлетворены. Суд установил, что за истцом спорное имущество, в силу норм действующего законодательства, было закреплено на праве хозяйственного ведения с момента его фактической передачи предприятию. Право муниципальной собственности возникло в результате разграничения государственной собственности и признается действительным поскольку возникло до ведения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсутствие регистрации права муниципальной собственности, препятствует истцу зарегистрировать право хозяйственного ведения и включить имущество в конкурсную массу для его реализации.

 В апелляционной жалобе администрация просит решение суда от 21.07.2014 отменить, в иске отказать. По мнению заявителя жалобы, истец не наделен правом на подачу соответствующего иска в защиту интересов администрации; принятым судебным актом затрагиваются права и обязанности Думы города-курорта Кисловодска.

В отзыве истец просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

 Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 27.08.2014 на сайте (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель конкурсный управляющий озвучил позицию соответствующую доводам отзыва.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав в судебном заседании конкурсного управляющего, повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва, пришел к выводу, что решение суда следует оставить без изменения, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента РСФСР от 05.11.1991 № 166 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов» и на основании постановления главы администрации Ставропольского края «О передаче в муниципальную собственность г. Кисловодска объектов государственной собственности, расположенных на его территории» № 2 от 02.01.1992 в муниципальную собственность города Кисловодска переданы объекты государственной собственности, находящиеся в ведении краевых органов государственного управления, в том числе и объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15: нежилое здание, административный корпус, общей площадью 1 688,9 кв.м, литер А; нежилое здание, база на 100 а/машин, общей площадью 4 225,3 кв.м, литер Б; нежилое здание под офис на базе площадке, общей площадью 300,7 кв.м, литер Г; нежилое здание, моечная, общей площадью 114,1 кв.м, литер Д; нежилое здание, склад, общей площадью 456,5 кв.м, литер Ж.

На основании указанного постановления объекты недвижимого имущества включены в реестр муниципальной собственности г. Кисловодска, что подтверждается соответствующей выпиской на 01.07.2008. Право собственности на объект недвижимого имущества - административный корпус, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15, 14.09.2012 зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ город-курорт Кисловодск.

Решением конференции трудового коллектива спецавтохозяства Кисловодского объединения жилищно-коммунальных предприятий от 23.11.1994 принято решение об учреждении на базе спецавтохозяства Кисловодского объединения жилищно-коммунальных предприятий муниципального предприятия «Спецавтохозяйство». Постановлением главы администрации города Кисловодска Ставропольского края № 1570 от 19.12.1994 зарегистрировано муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» (далее – муниципальное предприятие).

01 января 1995 года  между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кисловодска и муниципальным предприятием заключен договор о закреплении за последним муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. По акту приема-передачи от 20.08.1997 в хозяйственное ведение муниципального предприятия передано недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15: нежилой фонд, здания: административный корпус, литер А, площадью 1 688,0 кв.м.; производственно-техническая база АТХ, литер Б, площадью 4 738 кв.м.; моечная, литер Д, площадью 114,2 кв.м.; склад, литер Ж, площадью 456,50 кв.м.; склад, литер Г, площадью 300,7 кв.м (том 1, л.д. 65,150).

В дело также представлены распоряжение комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска № 196 от 13.09.2007 и акт приема-передачи от 13.09.2007, которыми подтверждено нахождение (передача) в хозяйственное ведение муниципального предприятия недвижимого имущества, в том числе объектов, расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15: административный корпус, литер А; основная часть, литер Б; надстройка; моечная, литер Д; склад, литер Ж (том 1, л.д. 69, 71-74).

Распоряжением комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска № 319 от 24.11.2008 внесены изменения в уставный фонд муниципального предприятия в части увеличения уставного фонда до 1862 тысяч рублей, наделив его муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения (том 1, л.д. 67).

Судом установлено, что в настоящее время спорные объекты недвижимого имущества находятся в фактическом владении муниципального предприятия, которое ими пользуется в своей хозяйственной деятельности и несет бремя их содержания. Доказательств изъятия у предприятия имущества, не имеется.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2013 муниципальное предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства. На должность конкурсного управляющего утвержден Замошников И.А.

При инвентаризации имущества предприятия, осуществляемой в рамках процедуры конкурсного производства, конкурсным управляющим установлено, что спорные объекты находятся в хозяйственном ведении предприятия, однако право хозяйственного ведения на них в установленном порядке не зарегистрировано.

С целью регистрации права хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимости конкурсный управляющий обратился в регистрирующий орган.

В сообщениях от 16.04.2014 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права хозяйственного ведения. Отказы мотивированы отсутствием регистрации права муниципальной собственности и заявлений органа муниципального образования о регистрации такого права совместно с правом хозяйственного ведения. По объекту недвижимости – административный корпус, отказ мотивирован тем, что право муниципальной собственности зарегистрировано позже передачи объекта в хозяйственное ведение муниципальному предприятию (том 1, л.д. 27-41).

Указанные обстоятельства послужили основанием, для обращения конкурсного управляющего с иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (далее – Закон о регистрации).

В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22) разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» право государственной и муниципальной собственности на объекты, находившиеся по состоянию на 27.12.1991 в государственной собственности, возникает в порядке разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Отнесение имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проводится в соответствии с вышеназванным постановлением.

В силу пункта 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие жилищный и нежилой фонд, относятся к муниципальной собственности.

Указом Президента РСФСР от 05.11.1991 № 166 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов» предписано с 01.01.1992 обеспечить передачу в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) объектов государственной собственности, расположенных на территориях, находящихся в ведении городских Советов народных депутатов, в том числе и жилищно - эксплуатационных и ремонтно - строительных предприятий.

Во исполнение указанных нормативных актов и на основании постановления главы администрации Ставропольского края «О передаче в муниципальную собственность г. Кисловодска объектов государственной собственности, расположенных на его территории» № 2 от 02.01.1992 в муниципальную собственность города Кисловодска были переданы объекты государственной собственности, находящиеся в ведении краевых органов государственного управления, в том числе и объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15: нежилое здание, административный корпус, общей площадью 1 688,9 кв.м, литер А; нежилое здание, база на 100 а/машин, общей площадью 4 225,3 кв.м, литер Б; нежилое здание под офис на базе площадке, общей площадью 300,7 кв.м, литер Г; нежилое здание, моечная, общей площадью 114,1 кв.м, литер Д; нежилое здание, склад, общей площадью 456,5 кв.м, литер Ж.

Указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности г. Кисловодска, что подтверждается соответствующей выпиской на 01.07.2008. Право муниципальной собственности на один объект недвижимого имущества - административный корпус, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Промышленная, 15, 14.09.2012

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А63-4605/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также