Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2014 по делу n А22-1869/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                         

20 октября 2014 года                                                                             Дело № А22-1869/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.07.2014 по делу № А22-1869/2014 (судья Хазикова В.Н.)

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис»

к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия,

о взыскании 270 787 рублей,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» (далее - истец, ООО «Мастер-Сервис, общество») обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - ответчик, Министерство) третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации, о взыскании убытков в виде неполученной субсидии в размере 270 787 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.07.2014 по делу № А22-1869/2014 в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Клининговая компания «М-Сервис» о процессуальном правопреемстве отказано. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Мастер - Сервис» - удовлетворены. Взысканы с Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» убытки в виде неполученной субсидии в размере 270 787 руб., расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 8 417 руб. 56 коп., всего - 279 204 руб. 56 коп. Судебный акт мотивирован неисполнением обязательств по договору № 17 от 25.12.2012 о предоставлении субсидии при заключении договора лизинга оборудования.

Не согласившись с принятым судебным актом от 17.07.2014 по делу № А22-1869/2014, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем принято незаконное и необоснованное решение.

Определением от 01.09.2014 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 13.10.2014.

В судебное заседание представители сторон, третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, министерство направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон, третьих лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.07.2014 по делу № А22-1869/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Мастер-Сервис» зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте 20.10.2008, ОГРН 1080816005270, ИНН 0816006374.

12.11.2012 между ООО «Мастер-Сервис» (лизингополучатель) и ООО «Элемент Лизинг» (лизингодатель) был заключен договор финансовой аренды (лизинга) №АХ_ЭЛ/Влг-39169/ДЛ о приобретении лизингодателем в собственность предмета лизинга (Приложение № 2) и предоставлении его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование (том 1, л.д. 68-81).

Согласно п. 4 договора финансовой аренды (лизинга) продавцом предмета лизинга является ООО «Топаз» (ИНН 3443082086).

В соответствие с пунктом  5.1. общая сумма договора лизинга составила 666 852 руб.

Принятые на себя обязательства лизингодатель выполнил надлежащим образом, данный факт подтверждается актом приемки-передачи предмета лизинга в лизинг АПП-028125 от 14.11.2012 г., подписанным ООО «Мастер-Сервис» (лизингополучатель) и ООО «Элемент Лизинг» (лизингодатель) без замечаний и разногласий и заверенным печатями обществ (том 1, л.д. 74-75).

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 № 400 был утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.

В соответствии с установленным законом порядком, общество обратилось в Министерство с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.

14 декабря 2012 года Министерство направило обществу уведомление от 14.12.2012 № ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении ему субсидии и необходимости в возможно короткий срок заключить с Министерством договор о предоставлении субсидии (том 1, л.д 88).

25 декабря 2012 года между обществом (получатель) и Министерством был заключен договор № 17 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Договор № 17), согласно которому  ответчик обязался предоставить истцу субсидию в размере 270 787 руб., а истец обязался ежеквартально в течение 1 года с даты предоставления субсидии в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять ответчику:

- анкету согласно приложению к договору;

- письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года № АХ_ЭЛ/Влг-39169/ДЛ и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 89-92).

Пунктом 2.1.2 Договора № 17 предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2. Договора.

Платежными поручениями № 396 от 12.11.2012, № 426 от 05.12.2012, № 454 от 26.12.2012, № 2 от 31.01.2013, № 26 от 05.03.2013, № 45 от 02.04.2013, № 59 от 29.04.2013, № 70 от 04.06.2013, № 75 от 01.07.2013, № 84 от 30.07.2013, № 88 от 27.08.2013 подтверждается факт отсутствия расторжения договора лизинга от 12 ноября 2012 года №АХ_ЭЛ/Влг-39169/ДЛ (том 1, л.д. 94-104).

Министерство условия договора № 17 не исполнило на том основании, что денежные средства не были получены из федерального бюджета в связи с несогласованием справки-расчета с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В связи с неисполнением Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия договорных обязательств по предоставлению обществу субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании долга, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельствах и норм действующего законодательства.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу статьи  7 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В порядке статьи 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 № 463 утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2013 годы».

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 № 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования).

Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.

Частью 1 статьи 14 Закона №209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.

Согласно части 2 стати 14 Закона № 209-ФЗ при

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2014 по делу n А63-1423/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также