Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А22–1326/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                         

29 сентября 2014 года                                                                             Дело № А22–1326/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу № А22–1326/2014 (судья В.Н. Хазикова)

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича,

к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия,

третьи лица – Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации,

о признании бездействия незаконным и взыскании 580 765 руб. 87 коп.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

индивидуальный предприниматель Доляев Эренцен Владимирович (далее - истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - ответчик, Министерство), третьи лица Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации, о признании бездействия, выразившегося в невыплате субсидии на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, незаконным и взыскании субсидии в размере 522 360 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 52313 руб. 27 коп.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика субсидию в размере 522 360 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 23.06.2014 в размере 58374 руб. 28 коп., которые приняты судом к рассмотрению (том 1, л.д. 104).

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу № А22–1326/2014 исковые требования индивидуального предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича - удовлетворены. Взыскано с Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия в пользу предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича субсидия в размере 522 360 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 58 374 руб. 28 коп., судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 6 092 руб. 60 коп., всего - 586 826 руб. 88 коп. Судебный акт мотивирован неисполнением обязательств по договору о перечислении субсидии.

Не согласившись с принятым судебным актом от 27.06.2014 по делу № А22–1326/2014, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем принято незаконное и необоснованное решение.

Определением от 07.08.2014 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 22.09.2014.

В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон, третьих лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу № А22–1326/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Доляев Э.В. зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия в качестве индивидуального предпринимателя 01.09.2010, ОГРНИП - 310081724400121, ИНН - 081400461513.

12.11.2012 между предпринимателем Доляевым Э.В. (лизингополучатель) и ООО «Каркаде» (лизингодатель) был заключен договор лизинга № 15990/2012 (баланс Лизингополучателя) о приобретении лизингодателем посредством заключения договора купли-продажи у выбранного лизингополучателем продавца имущества, указанного в спецификации предмета лизинга, и предоставлении лизингополучателю в лизинг по настоящему договору лизинга за плату во временное владение и пользование (том 1, л.д. 14-16).

12.11.2012 ООО «Каркаде» (покупатель) и ООО «Арконт» (продавец) заключили договор купли-продажи (поставки) № 15990/2012 согласно которому, продавец обязался передать в собственность покупателя легкий коммерческий транспорт иностранного производства российской сборки (товар) в соответствии с согласованной с лизингополучателем (ИП Доляевым Э.В.) спецификацией к настоящему договору. Покупатель в свою очередь обязался принять и оплатить товар (п. 1.1.).

Принятые на себя обязательства стороны выполнили надлежащим образом, данный факт подтверждается актом приемки-передачи к договору купли-продажи (поставки) № 15990/2012 от 12.11.2012  и договору лизинга № 15990/2012 от 12.11.2012, подписанным без замечаний ООО «Арконт», ООО «Каркаде» и ИП Доляевым Э.В. и заверенным печатями организаций и предпринимателя (том 1, л.д. 18).

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 № 400 был утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.

В соответствии с установленным законом порядком, предприниматель обратился в Министерство с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.

14 декабря 2012 года Министерство направило предпринимателю уведомление от 14.12.2012 г. № ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении ему субсидии и необходимости в возможно короткий срок заключить с Министерством договор о предоставлении субсидии.

25 декабря 2012 года между предпринимателем Доляевым Э.В. (получатель) и Министерство был заключен договор № 32 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Договор № 32), согласно которому  ответчик обязался предоставить истцу субсидию в размере 522 360 руб., а истец обязался ежеквартально в течение 1 года с даты предоставления субсидии в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять ответчику:

- анкету согласно приложению к договору;

- письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года № 15990/2012 и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 9-11).

Пунктом 2.1.2 Договора № 32 предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2. Договора.

Информационным письмом ООО «Каркаде» от 20.05.2014 исх. № 12 подтверждается факт отсутствия расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года № 15990/2012 и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 87).

В связи с неисполнением условий договора № 32 предприниматель направил Министерству претензию о перечислении  субсидии в сумме 522 360 руб., в исполнении которой было отказано на том основании, что  денежные средства небыли получены из федерального бюджета в связи с несогласованием справки-расчета с Министерством экономического развития Российской Федерации  (том 1, л.д. 25, 26-28).

В связи с неисполнением Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия договорных обязательств по предоставлению предпринимателю субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании долга и процентов, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельствах и норм действующего законодательства.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно статье  7 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В порядке статьи 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 № 463 утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2013 годы».

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 № 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования).

Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А63-72/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также