Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А22-506/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 29 сентября 2014 года Дело № А22-506/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., в отсутствие истца – муниципального учреждения «Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия» (п. Яшкуль, ОГРН 1070813000500, ИНН 0813004234), ответчика – открытого акционерного общества племенного завода «Кировский» (ИНН 0813003858, ОГРН 1020800732776), заинтересованного лица - Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения Комитета имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.06.2014 по делу № А22-506/2014,
УСТАНОВИЛ: муниципальное учреждение «Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия» (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу племенной завод «Кировский» (далее - общество) о взыскании задолженности по оплате арендной платы в размере 388 350 рублей 90 копеек. Решением от 03.06.2014 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в пользу истца основной долг в размере 280 387 рублей 80 копеек и пени в размере 3 084 рублей 27 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суд исходил из того, что примененная формула расчета арендной платы противоречит нормам постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». В апелляционной жалобе истец просил отменить принятый по делу судебный акт. По мнению заявителя жалобы, размер регулируемой арендной платы за земельные участки, относящиеся к республиканской собственности, не может регулироваться правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, поскольку регулируется постановлением правительства Республики Калмыкия от 29.08.2008 № 329. Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления главы администрации Яшкульского РМО РК № 45 от 11.03.2004 истец («Арендодатель») и общество («Арендатор») заключили договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 11.03.2004, имеющий силу передаточного акта. В соответствии с п. 1.1, 2.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель, относящихся к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером 08:13:260101:0001, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры) в 0,1 км на север от районного центра п. Яшкуль, для использования в целях производства продукции животноводства и растениеводства, общей площадью 54 978 га. Срок действия договора – с 11.03.2004 по 10.04.2014, зарегистрирован 28.06.2004. Согласно разделу 3 договора стороны определили порядок платежей и расчетов по договору, согласно которому арендатор обязался ежегодно вносить арендную плату, согласно прилагаемому к договору расчету, арендная плата вносится ежеквартально не ранее 25-го числа последнего квартала и не позднее 5-го числа первого месяца следующего квартала равными частями путем перечисления на счет. Размер арендной платы изменяется ежегодно с учетом индексации Ставок земельного налога и арендной платы на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования законодательного акта об изменении базовой ставки арендной платы (п. 3.5 договора). Приложением № 2 к договору стороны оговорили сумму ежегодной арендной платы по договору в размере 271 684 рублей 41 копейки, в том числе 225 741 рублей 60 копеек за 52 255 га пастбищ (с базовым размером 4,32 руб./га), 41 501 рублей 07 копеек за 1 347 га пашни (с базовым размером 30,81 руб./га) и 4 441 рублей 74 копеек за 362 га сенокосов (с базовым размером 12,27 руб./га). Кроме того, в пункте 5.3. договора стороны установили, что при неуплате ответчиком арендных платежей в установленные договором сроки начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки начиная с 11-го дня квартала, указанного в п. 3.2. договора. В связи с неисполнением обществом договорных обязательств по внесению арендной платы истец обратился в арбитражный суд. Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса). Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты. Таким образом, установленная постановлением Правительства Республики Калмыкия базовая ставка арендной платы за указанный земельный участок значительно превышает ставку, рассчитанную в соответствии с постановлением № 582, в связи с чем подлежит применению порядок, определения размера арендной платы, предусмотренный постановлением № 582. Установление после введения в действие постановления № 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в постановлении N 582. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что договор аренды от 11.03.2004 заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции от 25.01.2013). Таким образом, изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета. Согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 № 7 (с учетом дополнений, внесенных Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 62), постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А15-921/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|