Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А20-4030/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

15 сентября 2014 года                                                                              Дело № А20-4030/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Бейтуганова З.А., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.06.2014 по делу № А20-4030/2012

по иску открытого акционерного общества «Племенной совхоз «Кенже» (ИНН 0711003337, ОГРН 1030700230417)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике

о признании права собственности,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Племенной совхоз «Кенже»: представитель Мамиева Ж.Х. (по доверенности от 22.10.2014),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Племенной совхоз «Кенже» (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике от 21.09.2012 № 01-04/2051; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике Республики (далее по тексту – Теруправление) принять решение о предоставлении обществу земельного участка общей площадью 1 670 017 кв.м. в собственность; об обязании Теруправление подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1670017 кв.м. с кадастровым номером 07:09:0105002:86, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республик, г. Нальчик, с. Кенже, 3,8 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок № 21).

Решением суда от 11.06.2014 отказ Теруправления в предоставлении открытому акционерному обществу «Племенной совхоз «Кенже» в собственность земельного участка от 21.09.2012 № 01-04/2051, признан недействительным, как противоречащий нормам статей 20, 36 Земельного кодекса Российского кодекса Российской Федерации. Суд обязал Теруправление принять решение о предоставлении открытому акционерному обществу «Племенной совхоз «Кенже» в собственность и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1670017 кв.м. с кадастровым номером 07:09:0105002:86, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже, 3,8 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок № 21).

Теруправление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель стороны озвучил свои правовые позиции по рассматриваемой жалобе.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.06.2014 по делу № А20-4030/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании государственного акта А-1 №208732 от 19.10.1989 совхозу «Кенже» в административных границах города Нальчик выделен земельный участок общей площадью 1 077,82 га на праве бессрочного и бесплатного пользования в границах согласно государственному акту.

На основании решения Нальчикского горисполкома № 848 от 18.06.1991, совхоз «Кенже» переименован в Племенное хозяйство «Кенже».

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 402 от 30.06.1998 племенное хозяйство «Кенже» приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения и переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие племенной совхоз «Кенже».

Племенное хозяйство «Кенже» перерегистрировано в ФГУП «Племенной совхоз «Кенже» распоряжением Департамента по управлению городским имуществом администрации г. Нальчика № 277 от 09.12.1998. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1155-р о т 20.08.2002 и распоряжением Минимущества Российской Федерации №316-р от 27.01.2003, Министерством имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (осуществляло функции собственника имущества Российской Федерации на территории субъекта) принято распоряжение о приватизации ФГУП «Племенной совхоз «Кенже» путем преобразования в открытое акционерное общество «Племенной совхоз «Кенже».

Передаточным актом от 05.09.2003 имущественный комплекс ФГУП «Племенной совхоз «Кенже» передан в уставной капитал ОАО «Племенной совхоз «Кенже».

Однако, земельные участки сельхозназначения находящиеся в бессрочном пользовании, в перечень имущества подлежащего приватизации, не вошли.

22.08.2012 после постановки на государственный кадастровый учет части земельных участков, общество обратилось в Теруправление с заявлением № 6-юр о предоставлении земельного участка общей площадью 1 670 017 кв.м., расположенных в границах согласно государственному акту А-1 №208732 от 19.10.1989, в собственность.

Письмом № 01-04/2051 от 21.09.2012 обществу возвращен пакет документов. Основанием явилось отсутствие сведений на спорный земельный участок в реестре федерального имущества.

Полагая, что отказ Теруправления не соответствует закону и нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.

Пунктами 1, 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» № 11 от 24.03.2005 разъяснено, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим.

Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Согласно статье 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения)

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

В пункте 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом.

Из указанной нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций (осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции), которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.

Из материалов дела следует, что общество имеет статус сельскохозяйственной организации. На спорном земельном участке общество осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции.

Поскольку общество обладает статусом сельскохозяйственной организации, оно в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не лишено возможности переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения на право собственности или заключения соответствующих договоров аренды.

Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А15-1377/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также