Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу n А15-18/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                     Дело № А15-18/2014 

06 августа 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 г.,

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2014 г.

                                                                                     

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2014 по делу № А15-18/2014  (судья Ф.И. Магомедова)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан (ИНН 0544006858, ОГРН 1110544000533)

к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан (ИНН 0541001139, ОГРН 1020502625835),

Пенсионному фонду России

о признании недействительными решений №06/01-168 от 25.07.2013 и №14-22/18440 от 20.11.2013,

при участии  в судебном заседании:

от Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан – Меджидова А.Б. по доверенности от 17.05.2014 № 75. (с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан).

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан (далее - заявитель, налоговая инспекция, МРИ ФНС №17) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Государственному учреждению -отделению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан (далее - заинтересованное лицо, отделение Пенсионного фонда), Пенсионному фонду России (далее - ПФР) о признании недействительными решений №06/01-168 от 25.07.2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и №14-22/18440 от 20.11.2013 «о принятии решения по жалобе».

Решением суда от 30 апреля 2014 года заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан удовлетворено.

Решение №06/01-168 от 25.07.2013, принятое Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда России по Республике Дагестан и решение №14-22/18440 от 20.11.2013, принятое Пенсионным фондом России по жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан.

Решение мотивированно тем, что доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, не имеется,  рассмотрение материалов проверки по существу и    вынесение решения о привлечении к ответственности нельзя признать правомерным.

Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов инспекции. Кроме того привлечение инспекции к ответственности соответствует страховому законодательству.

В судебном заседании представитель Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан участвующая в деле, надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2014 по делу № А15-18/2014  следует отменить.

Из материалов дела усматривается, что  Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по РД зарегистрирована в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Хасавюрту Республики Дагестан 29.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1110544000533.

29.04.2013 на основании решения заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по РД от 23.04.2013 №06/01-168 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов МРИ ФНС №17.

23.04.2013 заместителю начальника налоговой инспекции вручено требование №06/01-168 от 23.04.2013 «О предоставлении документов».

28.06.2013 отделением Пенсионного фонда в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении налоговой инспекцией нарушений законодательства в системе государственного пенсионного страхования, составлен акт №06/01-168.

Из содержания данного акта следует, что налоговой инспекцией совершены правонарушения, предусмотренные: статьей 47 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" .

25.07.2013 по результатам рассмотрения материалов проверки, заместителем Управляющего ГУ-ОПФР по РД вынесено решение №06/01-168 о привлечении МРИ ФНС №17 по РД к ответственности за совершение указанных нарушений законодательства о страховых взносах.

МРИ ФНС №17 привлечена к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2011 - 2012 годы в виде штрафа в размере 41 600 руб., по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 2006 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление неполных, недостоверных сведений к штрафу в размере 20 800 руб. 24 коп.

Налоговой инспекции начислены пени по состоянию на 25.07.2013 в размере 7 159 руб. 47 коп.

Налоговой инспекции предложено уплатить недоимку в сумме 208 002 руб. 45 коп.

Налоговой инспекции предложено уплатить штрафы, указанные в пункте 4 решения и пени, указанные в пункте 5 решения (пункт 6.3), а также внести исправления в документы бухгалтерского учета.

На указанное решение 02.10.2013 заявителем направлена жалоба №1320 в Пенсионный фонд России, в ответ на которую принято решение от 20.11.2013 №14­22/18440 о признании решения ГУ-ОПФР по РД от 25.07.2013 №06/01-168 соответствующим законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

Не согласившись с решением отделения Пенсионного фонда и решением ПФР по жалобе, налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Суд по интеллектуальным правам в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Исходя из положений статей 198 - 200 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон №165 - ФЗ) право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - Пенсионному фонду РФ.

Частью 1 статьи 54 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Как видно из представленных отделением Пенсионного фонда в материалы дела документов, по результатам проведенной проверки составлен акт от 28.06.2013 №06/01­168, в котором отражены выявленные нарушения пенсионного законодательства, допущенные МРИ ФНС №17.

В частности, выявлены следующие нарушения: при анализе фонда оплаты труда установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование по фонду оплаты труда за 2012 год на сумму 482459 руб.; не включены в базу для начисления страховых взносов выплаты за оказанные услуги в пользу физических лиц - Гамидова М.Г. и Джагаева О.И. по договорам гражданско-правового характера на сумму 187200 руб.; при анализе подотчетных сумм не представлены авансовые отчеты на сумму 91 736 руб.

В подтверждение суду представлены материалы проверки, в том числе акт проверки с приложениями, копии трудовых договоров с работниками, копии журнала проводок, копии расчетов по начисленным и уплаченным взносам, расчеты пени. Представленные в суд документы в совокупности подтверждают наличие нарушений, допущенных страхователем.  Данные документы инспекцией не оспорены.

Справка по результатам проверки и акт проверки были своевременно направлены страхователю письмом от 28.06.2013 и получены им 10.07.2013, что подтверждено входящим штампом (том 1 л.д. 27). Своих возражений страхователь пенсионному фонду не направил, сведения, содержащиеся в акте и в справке, не оспорил.

В деле нет доказательств уведомления страхователя о времени рассмотрения материалов проверки. На вопрос суда представитель пенсионного фонда пояснила, что уведомляли по телефону, но документально телефонограмму не оформили.

Закон 212-фз не предусматривает, что не уведомление о рассмотрении материалов является безусловным основанием для признания решения фонда недействительным.

 Сведений о том, что страхователь имел намерения возражать против выводов, содержащихся в акте проверки и изложить эти возражения лично, в исковом заявлении, в пояснениях налоговой инспекции не содержится, материалами дела не подтверждается; доводов об отсутствии оснований для начисления взносов, пеней  страхователь не приводит, указывает лишь на неполноту изложения решения.

Суд первой инстанции, проверив доводы инспекции о нарушении органом пенсионного фонда процедуры вынесения решения о привлечении к ответственности, не учел следующего.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона   №212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 по делу n А77-522/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также