Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А63-1067/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                         Дело № А63-1067/2014

23 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.05.2014 по делу №А63-1067/2014 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Югпром», г. Ессентуки, ОГРН 1022601226230 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644 о признании незаконным решения №8411/03 от 11.12.2013 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества – служебного помещения в административном здании литер А, 11 этаж, помещения №395-398, 416-420, общей площадью 169,50 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 337 (судья Керимова М.А.), при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «Югпром» - Орловой С.Ю. доверенность №1 от 09.01.2013; от Министерства имущественных отношений Ставропольского края – не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Югпром» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа №8411/03 от 11.12.2013 в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества – служебного помещения в административном здании литер А, 11 этаж, помещения №395-398, 416-420, общей площадью 169,50 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 337, и обязании предоставить преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 9 Федерального закона №159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (уточненные требования).

Решением от 06.05.2014 суд признал незаконным отказ министерства, изложенный в сообщении №8411/03 от 11.12.2013, в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - служебного помещения в административном здании литер А, 11 этаж, помещения №395-398, 416-420, общей площадью 169,50 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 337. Обязал министерство предоставить обществу преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества - служебного помещения в административном здании литер А, 11 этаж, помещения №395-398, 416-420, общей площадью 169,50 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 337, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 9 Федерального закона №159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что спорное имущество включено в Перечень государственного имущества Ставропольского края, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, что исключает возможность предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Данное имущество в перечень включено правомерно на основании распоряжения правительства Ставропольского края от 25.12.2009 №471-рп. Кроме того, общество не соответствует требованиям части 2.1. статьи 9 Закона №159-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 02.07.2013 №144-ФЗ.

Министерство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.

Общество направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Министерство, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 01.02.2005 между обществом и министерством был заключен договор на сдачу в аренду последним зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся собственностью Ставропольского края №2124, по условиям которого во временное владение и пользование обществу было предоставлено служебное помещение в административном здании литер А, 11 этаж, кабинет 1106, общей площадью 54 кв.м, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 337.

Срок аренды установлен с 01.02.2005 по 31.12.2005 (пункт 1.2. договора аренды №2124).

Дополнительными соглашениями от 13.03.2006, от 22.05.2007, от 17.06.2008, от 20.05.2009 стороны продлили срок действия договора аренды №2124 до 30.12.2009. При этом дополнительным соглашением от 17.06.2008 к договору аренды №2124 стороны установили, что с 01.07.2008 общая площадь сдаваемых в аренду нежилых помещений составляет 169,50 кв.м.

13.05.2010 между сторонами был заключен договор аренды указанного имущества общей площадью 169,50 кв.м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 337 (помещения №395-398, 416-420) №2845 на новый срок до 30.06.2015. Договор зарегистрирован в установленном порядке.

Общество, полагая, что у него в силу положений Закона №159-ФЗ возникло преимущественное право на приобретение арендуемых нежилых помещений в собственность, 03.10.2013 обратилось в министерство с заявлением о выкупе (приобретении) арендуемых им помещений.

Министерство в письме №8411/03 от 11.12.2013 отказало в выкупе арендуемого имущества, указав на то, что это имущество на основании распоряжения правительства Ставропольского края от 25.12.2009 №471-рп включено в Перечень государственного имущества Ставропольского края, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, что препятствует предоставлению преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Общество, посчитав, что отказ в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества противоречит закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).

Согласно статье 3 Закона №159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом в названной статье поименованы условия, при которых такое преимущественное право может быть предоставлено. Одним из таких условий является невключение спорного имущества в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В части 2 статьи 9 Закона №159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного  для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).

Таким образом, включение имущества в Перечень препятствует возможности реализации субъектом малого и среднего предпринимательства предоставленного им Законом преимущества, представляющего собой оказание адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференции в связи с их участием в приватизации.

Из материалов дела следует, что спорные нежилые помещения площадью 169,50 кв.м находятся во владении и пользовании общества с 01.07.2008 по настоящее время; общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечая критериям, определенным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; на момент подачи заявления о реализации преимущественного права выкупа спорных нежилых помещений общество не имело задолженности по арендной плате; площадь спорных нежилых помещений составляет 169,50 кв.м, то есть не превышает предельное значение, установленное Законом Ставропольского края от 29.12.2008 №99-кз «Об установлении предельного значения площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности муниципальных образований Ставропольского края» с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации №951 от 18.12.2008 «О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемы при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества».

Изложенное свидетельствует о соответствии обществом критериям, указанным в статье 3 Закона №159-ФЗ.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что включение спорных помещений в этот Перечень осуществлено на основании распоряжения правительства Ставропольского края от 25.12.2009 №471-рп, что нарушает права и законные интересы общества, и направлено на воспрепятствование реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества, исходя из следующего.

Право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2008.

Право субъектов малого и среднего предпринимательства инициировать отчуждение из муниципальной собственности арендуемых ими объектов предоставлено статьей 9 Закона №159-ФЗ с 01.01.2009.

С учетом того, что имущество, включенное в указанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Закона №159-ФЗ (25.07.2008) является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 №9646/11).

Арендуемое

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу n А20-4226/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также