Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2014 по делу n А25-2275/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А25-2275/2013 21 июля 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2014 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик), судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда по Карачаево-Черкесской Республике от 21.04.2014 по делу №А25-2275/2013 (судья Шишканов Д.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, ИНН: 2632082700, ОГРН: 1062632033760) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск, пр. Ленина, 38, ИНН: 0901024631, ОГРН: 1030900721830) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытое акционерное общество «Газпром газораспределение Черкесск», Тлисова Д.Д., Тлисова Г.Ю. о признании недействительными решения от 06.11.2013 по делу № 54, предписания от 06.11.2013 № 52, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» – Гриненко И.В. по доверенности от 01.07.2014 № 234-14, УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – апеллянт, управление) о признании недействительными решения от 06.11.2013 по делу № 54 о нарушении законодательства о защите конкуренции и предписания от 06.11.2013 №52 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены закрытое акционерное общество «Газпром газораспределение Черкесск», Тлисова Д.Д., Тлисова Г.Ю. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2014 заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что выявленные нарушения не являются нарушениями антимонопольного законодательства. Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении заявления в полном объеме. В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем. От управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя общества, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, заявитель с 03.10.2006 зарегистрирован в качестве юридического лица и в качестве основных видов своей экономической деятельности занимается оптовой торговлей прочим жидким и газообразным топливом, а также распределением газообразного топлива. Свою деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики заявитель осуществляет через филиал. В ходе своей основной хозяйственной деятельности Карачаево-Черкесский филиал заявителя осуществляет поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения республики. Вопросами установки, снятия, замены газовых счетчиков на территории Карачаево-Черкесской Республики занимается общество. 24.04.2013 Тлисова Д.Д., проживающая по адресу: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а. Псыж, ул. Зеленая, 68 обратилась в управление с жалобой на неправомерные действия заявителя по начислению и предъявлению к оплате задолженности в сумме 38 583 руб. 35 коп., в связи с неисправностью, установленного в домовладении газового счетчика. 18.06.2013 управлением в адрес заявителя вынесено предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. №1532-1/15), которым заявителю предложено в срок не позднее 15.07.2013 отказаться от неправомерного требования с абонента финансовых средств, произвести перерасчет суммы оплаты за потребленный газ и уведомить об этом абонента. В связи с неисполнением заявителем предупреждения от 18.06.2013 в порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции управление приказом от 30.07.2013 № 173 возбудило дело № 54 по признакам нарушения заявителем пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», создало комиссию по рассмотрению этого дела. По результатам рассмотрения дела решением от 06.11.2013 (исх. №3154-2/15) Управление признало заявителя нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдало заявителю предписание №52 от 06.11.2013, которым обязало в срок до 10.12.2013 прекратить данное нарушение и в этих целях отказаться от требования с абонента Тлисовой Г.Ю. финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления, за период с 10.08.2012 по 02.02.2012. Считая, что решение и предписание являются недействительными, общество обратилось в суд с заявлением. Разрешая заявленный спор, при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в полномочия антимонопольного органа не входит принятие решения о выдаче лицу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства при любом выявленном нарушении действующего законодательства, а исключительно в сфере, регулируемой антимонопольным законодательством. В силу пункта 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 данного Кодекса). Как следует из пунктов 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе энергоснабжение). Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ, пунктом 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 17.01.2007 №5, доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента. Согласно пунктам 16 - 18 Порядка взаимодействия ГРО и филиалов заявителя по газификации индивидуальных домовладений, внесения изменений в проектную документацию, демонтаже приборов учета, утвержденного приказом заявителя от 22.12.2011 №1-375, для проведения работ по демонтажу ранее установленного прибора учета газа абонент обращается в абонентскую службу заявителя с заявлением по форме приложения № 1 к этому Порядку с просьбой о согласовании. Такое заявление абонента рассматривается в срок не более 3-х рабочих дней. После рассмотрения заявления начальником территориального участка заявителя подписывается справка-согласование (по форме приложения № 2 к Порядку), которая выдается на руки абоненту при обращении либо передается в ГРО с приложением к реестру справок-согласований, выданных абонентам (приложение № 3 к Порядку). Без справки-согласования, выданной абонентской службой территориального участка, ГРО не имеет права производить демонтаж установленного в домовладении абонента прибора учета газа. Согласно подпункту «в» пункта 23 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее по тексту – Правила поставки газа) поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 Правил. В силу пункта 24 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии. На основании абзаца первого пункта 28 Правил поставки газа в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 данных Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса, статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью1 статьи 10 данного Федерального закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2014 по делу n А63-8370/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|