Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А18-90/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 18 июля 2014 года Дело № А18-90/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Ингушетия на решение от 16.04.2014 по делу № А18-90/2014 Арбитражного суда Республики Ингушетия, по иску общества с ограниченной ответственностью «Царх» (ОГРН 1020601369766, ИНН 0607001534) к Правительству Республики Ингушетия, Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия, Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Республики Ингушетия - Цицкиева А.М. (доверенность от 20.05.2014), представителя Правительства Республики Ингушетия – Аушева А.Б. (доверенность от 24.12.2013), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Царх» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Правительству Республики Ингушетия (далее – Правительство РИ) и Министерству финансов Республики Ингушетия (далее – Минфин РИ) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности с Республики Ингушетия в лице Минфина РИ за счет средств казны Республики Ингушетия 2 228 635 руб. 50 коп. процентов за пользования чужими денежными средствами, а также 50 000 руб. расходов на оплату услуг представителя (уточненные требования). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство по физической культуре и спорту Республики Ингушетия (далее – Минспорта РИ) и Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее – УФК по РИ). Решением суда от 16.04.2014 исковые требования удовлетворены частично. В порядке субсидиарной ответственности с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в пользу общества взыскано 2 258 635 руб. 50 коп. задолженности, взысканной постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу № А18-171/2013 с Минспорта РИ в пользу общества, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., всего 2 288 635 руб. 50 коп. В иске к Правительству РИ отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с неисполнением основным должником (Минспорта РИ) спорных обязательств перед обществом в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарную ответственность несет Республика Ингушетия в лице Минфина РИ. В апелляционной жалобе Минфин РИ просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм материального права. В обоснование жалобы Минфин РИ указывает, что не является субсидиарным ответчиком по спорным обязательствам. Взыскание судом расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб. не отвечает принципу разумности. Представитель Минфина РИ в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Представитель Правительства РИ поддержал позицию Минфина РИ. Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей Минфина РИ и Правительства РИ, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.04.2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего. Из материалов дела усматривается, что общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Минспорту РИ о взыскании долга в сумме 17 286 300 руб. Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2010 по делу №А18-378/2010 заявленные требования удовлетворены, сумма долга взыскана с министерства в пользу истца. Для принудительного исполнения данного судебного акта выдан исполнительный лист. Неисполнение Минспорта РИ исполнительного документа послужило основанием для обращения общества с исковым заявлением о взыскании с Республики Ингушетия в лице Минфина РИ за счет средств казны 17 286 300 руб. в порядке привлечения к субсидиарной ответственности. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 требования общества удовлетворены. С Республики Ингушетия в лице Минфина РИ за счет средств казны Республики Ингушетия в пользу общества взыскано 17 286 300 руб. задолженности, взысканной решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2010 по делу № А18-378/2010. В иске к Минспорту РИ и Правительству РИ отказано. В связи с неисполнением Минспортом РИ решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2010 по делу № А18-378/2010, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Минспорту РИ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 248 144 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 100 000 руб. Решением от 20.05.2013 суд в иске отказал. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 решение суда от 20.05.2013 отменено, по делу принят новый судебный акт о взыскании с Минспорта РИ в пользу общества процентов за пользования чужими денежными средствами в размере 2 228 635 руб. 50 коп., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. Указанное решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист, который был предъявлен взыскателем в орган федерального казначейства для исполнения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2014 постановление апелляционной инстанции от 01.10.2013 в части взыскания расходов на оплату услуг представителя отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В связи с истечением трехмесячного срока исполнения исполнительного документа и неисполнением должником содержащихся в нем требований, УФК по РИ в адрес общества направило уведомление от 24.02.2014 № 14-04-03/0463 о возможности отзыва названного исполнительного документа, ввиду неисполнения должником содержащихся в нем требований. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании с Минфина РИ и Правительства РИ в порядке субсидиарной ответственности процентов за пользования чужими денежными средствами. Удовлетворяя исковые требования в части, заявленной к Минфину РИ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что субсидиарная ответственность Республики Ингушетия в лице Минфина РИ по спорным обязательствам возникла в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Как указано в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 21), при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени названных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Кодекса. При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований. Пунктом 4 постановления № 21 разъяснен порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника. Согласно пункту 3 указанного постановления, поскольку в силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Бюджетными полномочиями по несению субсидиарной ответственность от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) и выступлению в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, в соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 3 статьи 158 и Бюджетного кодекса Российской Федерации (а редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 310-ФЗ) обладает только главный распорядитель бюджетных средств. Довод Минфина РИ о том, что надлежащим ответчиком по спорным обязательствам является Минспорта РИ, является несостоятельным. В соответствии с пунктами 1, 3 - 8 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств бюджета субъекта, местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право: распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям; определять задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждать сметы расходов и доходов подведомственных учреждений; составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями; осуществлять контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств. Согласно Положению о Минфине РИ, утвержденном Постановлением Правительства РИ от 20.01.2005 №7, полномочия Минфина РИ соответствуют признакам главного распорядителя бюджетных средств Республики Ингушетия, перечисленным в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, ранее судом уже взыскана спорная задолженность с Минспорта РИ как с основного должника, однако установлена невозможность исполнения решения суда в связи с отсутствием денежных средств. В связи с этим в правоотношениях по субсидиарной ответственности должен выступать субсидиарный должник (в данном случае Минфин РИ), а не Минспорта РИ, являющийся основным должником. Требования статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации обществом выполнены. Судебный акт о взыскании долга с основного должника (исполнительного документа) не исполнен и возвращен обществу. Доказательств наличия у основного должника (Минспорта РИ) достаточных денежных средств для удовлетворения требований кредитора (общества), основанных на вступившем в законную силу решении суда, в материалы дела не предоставлены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования общества, предъявленные к Минфину РИ в порядке статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Общество также заявило требование Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А63-13337/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|