Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу n А15-3651/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

26 июня  2014 года                                                                       Дело № А15-3651/2013 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня  2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июня  2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ООО «Водоканал» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.04.2014 по делу № А15-3651/2013  (судья З.Т.Тагирова)

по заявлению ООО «Водоканал» о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06.11.2013 №13-0001/419-Вн.-3 о наложении штрафа

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - отдел по надзору, административный орган) от 06.11.2013 №13-0001/419-Вн.-3 о наложении штрафа по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 100 000 рублей.

Определением суда от 13.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено МУП «Водоканал» (г. Каспийск).

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что действия ООО «Водоканал» не содержат признаки административного правонарушения.

Решением от 10.04.2014 суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06 ноября 2013 года №13-0001/419-Вн.-3 о наложении на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» по статье 8.2 КоАП РФ штрафа в размере 100 000 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является доказанной, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающих принятие им необходимых и достаточных мер к соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Не согласившись с таким решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению апеллянта, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.

Лица, участвующие в судебном разбирательстве о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в судебном разбирательстве в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Приказом Минприроды России от 28.12.2010 №565 (в редакции от 04.09.2013 №327) утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Дагестан и подлежащих государственному экологическому надзору. В указанном перечне в числе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, значится и ООО «Водоканал» (г. Каспийск, ул. Дахадаева,14а»).

Департамент Росприроднадзора по СКФО во исполнение указания Росприроднадзора издал приказ от 06.09.2013 №276 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Водоканал» (местонахождение: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Дахадаева,14а) со сроком проведения 20 рабочих дней (приступить с 16.09.2013 и окончить не позднее 11.10.2013).

Уполномоченными лицами на проведение данной проверки назначены специалист - эксперты Махачкалинского отдела по надзору на море департамента Рабаданов А.Р., Султанов Г.С., предметом проверки определено соблюдение обязательных требований правовых актов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Указанный выше приказ о проведении проверки от 06.09.2013 №276 и уведомление о проведении контрольных мероприятий нарочно 12.09.2013 вручено и получено секретарем общества Мутуковой.

По результатам проведенной внеплановой проверки госинспекторами Махачкалинского отдела по надзору на море департамента в присутствии директора общества Магомедова Р.Б. составлен акт проверки №13-0001/419-Вн от 11.10.2013, от подписания которого последний отказался.

Из этого акта проверки видно следующее: арендованные ООО «Водоканал» у собственника сетей и имущества МО «город Каспийск» переданы в субаренду МУП «Водоканал» (г. Каспийск); на момент проверки руководителем общества представлены договора от 11.04.2012 и 01.02.2013 о передаче в субаренду канализационно-водопроводных сетей производственно-технической базы; основным видом деятельности общества является деятельность по сбору, очистке и распределению воды, удалению и обработке сточных вод, производство санитарно-технических работ, производство общестроительных работ; в процессе хозяйственной деятельности общества образуются отходы 1 -1У класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 №786, в том числе бытовой мусор организаций несортированный (1У-класс опасности); природопользователем не представлены   паспорт   отходов   на   мусор   бытовых   помещений   организаций несортированный, документы о ведении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; на предприятии не проведена инвентаризация отходов, чем нарушены требования статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №8-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 11.10.2013 обществу выдано предписание №13-0001/419-В.-3 об устранении выявленного правонарушения.

11.10.2013 госинспектором отдела по надзору Рабадановым А.Р. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №13-0001/419-Вн-3 в отношении общества по статье 8.2 КоАП РФ.

Определением отдела по надзору от 11.10.2013 истребованы у общества паспорт отходов на мусор бытовых помещений организаций несортированный, документы о ведении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Уведомлением от 11.10.2013 №1142/13 отдела по надзору сообщило обществу о необходимости явки законного представителя либо представителя по доверенности в Махачкалинский отдел по надзору на море 24.10.2013 в 11 час.00 мин. для участия в составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена по статье 8.2 КоАП РФ.

Сопроводительным письмом от 11.10.2013 №1145/13 отдела по надзору в адрес общества направлены акт проверки, предписания, определения о возбуждении дел, в том числе дела об административном правонарушении №13-0001/419-Вн-3, определения об истребовании сведений, уведомления о времени и месте составлении протоколов, в том числе и за №1142/13. Указанные отправления направлены по почте согласно почтовой квитанции №03304 в заказной бандероли за почтовым идентификатором №36702653033040 и вручено согласно отслеживанию почтовых отправлений 17.10.2013.

24.10.2013 госинспектором отдела по надзору Рабадановым А.Р. составлен протокол об административном правонарушении №13-0001/419-Вн-3 в присутствии представителя общества Умаханова У.Г. (доверенность от 24.10.2013 №17), в котором содержатся сведения о разъяснении представителю общества прав и обязанностей, предусмотренных статьями 24.2, 25.1, 25.3, 25.4 и 25.5 КоАП РФ. В данном протоколе также содержится объяснение Умаханова У.Г. о том, что он не согласен, так как общество не действует, предприятие на стадии закрытия, не функционирует.

Из протокола об административном правонарушении усматривается следующее: на предприятии отсутствуют (не представлены) паспорт отходов на мусор бытовых помещений организаций несортированный, документы о ведении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; предприятием не проведена инвентаризация отходов, чем нарушены требования статей 11,14, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 №8-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Определением от 24.10.2013 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 06.11.2013 в 11час.30 мин. Данное определение вместе с протоколом направлены обществу по почте и вручены 29.10.2013.

На основании перечисленных выше акта проверки от 11.10.2013, протокола об административном правонарушении от 24.10.2013 госинспектор отдела по надзору Рабаданов А.Р. в присутствии представителя общества Умаханова У.Г. вынес постановление от 06.11.2013 №13-0001/419-Вн-3 о наложении на ООО «Водоканал» по статье 8.2 КоАП Р штрафа в размере 100 000 рублей.

С постановлением отдела по надзору от 06.11.2013 №13-0001/419-Вн-3 о наложении штрафа заявитель не согласился и оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно указал, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ном обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действие или бездействие лиц, в том числе и юридических лиц, состоящее в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

При этом субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не ограничивается лицами, исключительно специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 №709/11.

Законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-1У класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1-1У класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-1У класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Исходя из положений статей 1, 19,22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу n А63-1185/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также