Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А63-14576/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная. 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: info(a),16aas.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                                      Дело № А63-14576/2007-С3

02 июня 2008 г.                                                                                 Вх. № 16АП-891/2008

Резолютивная часть  постановления объявлена 26.05.2008,

полный текст постановления изготовлен 02.06.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.Н., с участием представителя от истца – Государственного унитарного предприятия Ставропольского края                     «Ставрополькрайводоканал» – Исраелян Л.В. (доверенность от 20.05.2008 № 02-ю), в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Ипатовского муниципального района Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю и государственного унитарного предприятия «Ставрополькрайводоканал» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2008 по делу № А63-14576/2007-С3 (судья Чурилов А.П.), установил следующее.

Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее – общество) обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее – управление) о взыскании выпадающих доходов в сумме 87 329  рублей 79 копеек, возникшей в связи с предоставлением населению льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.06.2004 по 30.11.2004, в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Решением от 21.03.2008 исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества 74 008 рублей 29 копейки выпадающих доходов в связи с предоставлением населению льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Решение суда первой инстанции мотивировано недостаточным выделением в 2004 году из бюджета Российской Федерации Ставропольскому краю денежных средств, связанных с реализацией льгот в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю и общество обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просит решение от 21.03.2008 отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований общества полностью. Заявитель полагает, суд неправильно истолковал Федеральный закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю указывает на то, что в полном объеме исполнило свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, субъекту Российской Федерации – Министерству финансов Ставропольского края.

Из отзыва общества следует, что решение в части удовлетворения требований является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Общество представило апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, исковые требования удовлетворить полностью. В обоснование своих доводов указывает на то, что суд необоснованно исключил из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.

Из отзыва Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю следует, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества является законным, поскольку суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Ипатовского муниципального района Ставропольского края отзыв на апелляционную жалобу не представили.

Министерство финансов Российской Федерации заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Правильность решения от 21.03.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, 20.02.2004 между обществом и управлением заключен договор № 37 о предоставлении 50-процентной скидки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», общество приняло обязательство по предоставлению льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», и не производить приостановление предоставления льгот в случае возникновения задолженности по возмещению расходов, а управление обязалось по мере поступления средств из федерального бюджета и в пределах бюджетного финансирования возмещать затраты, сложившиеся от предоставления льгот по оплате водоснабжения и канализации, путем перечисления средств на расчетный счет общества по фактически сложившимся расходам, на основании документов, подтверждающих факт предоставления льгот (счета-фактуры, реестры, акты сверки расчетов).

Во исполнение условия договора, общество в 2004 году предоставило льготы по оплате за водоснабжение и водоотведение реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий на сумму 102 265 рублей 97 копеек, что подтверждается ежемесячными актами-сверок, подписанными филиалом ГУП СК                                 «Ставрополькрайводоканал» в Ипатовском районе Ставропольского края и управлением. На основании данных актов-сверок обществом выписаны счета-фактуры и предъявлены к оплате управлению.

Управление, принятые по договору обязательства надлежащим образом не выполнило, оплату по выставленным счетам-фактурам произвело частично в сумме 14 936 рублей 18 копеек за декабрь 2004, в результате чего за 2004 год управление недофинансировало общество за предоставленные льготы по оплате услуг водоснабжения и канализации реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий на сумму 87 329 рублей 79 копеек.

В связи с тем, что затраты по предоставлению льгот гражданам по оплате услуг водоснабжения и канализации в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в размере 87 329 рублей 79 копеек обществу не компенсированы, общество обратилось с иском в суд.

В соответствии со статьей 17 Федерального Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» порядок предоставления льгот устанавливается      специальными      положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Указанным Положением закреплено, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 334 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85, от 14.02.2004 № 80) утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Действие Правил было продлено на 2003-2004 года.

Данные Правила определяют порядок предоставления и расходования в 2004 году субвенций выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций.

Правилами установлено, что расходы, связанны с реализацией вышеуказанного Закона финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год.

Указанные средства поступили в бюджет Ставропольского края, что подтверждается уведомлениями Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ставропольскому краю.

Министерством финансов Ставропольского края указанные средства в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, предоставляющим льготы в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается реестрами на финан­сирование по министерству финансов Ставропольского края. Предоставленные средства не возместили полностью расходы, связанные с реали­зацией Федерального закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». То обстоятельство, что предусмотренные федеральным бюджетом средства пол­ностью выделены бюджету Ставропольского края, не означает, что федеральный бюджет не несет обязательств по возмещению расходов. Собственных денежных средств на реализацию Закона в бюджете Ставропольского края на 2004 год не предусматривалось.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 Поста­новления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными су­дами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указал, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать, если, установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из указанного следует, что убытки общества, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Российская Федерация, установив Федеральным законом РФ «О реабилитации жертв политических   репрессий» льготу по оплате за водоснабжение и водоотведение реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, приняла на себя обязанность полного возмещения организациям-исполнителям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета. Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанности по компенсации обществу указанных затрат, общество в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения таких расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов (п. п. 17, 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Судом отклоняются доводы Министерства финансов Российской Федерации о пропуске обществом установленного законом срока исковой давности. Исследовав материалы дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что срок исковой давности обществом не пропущен. Общество просит взыскать задолженность за период с 01.06.2004 по 30.11.2004. Исковое заявление предъявлено обществом в суд 21.12.2007.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А63-14576/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также