Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А63-9008/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

21 мая 2014 года                                                                       Дело № А63-9008/2013                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.02.2014 по делу                      № А63-9008/2013 (под председательством судьи Быкова А.С.),

по заявлению Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, г. Железноводск, ОГРН 1022603427494

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737,

третьи лица: Министерство имущественных отношений Ставропольского края,                   г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, Нестеренко Виктор Иванович, г. Москва, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

при участии в судебном заседании представителя Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска – Гречишникова И.В. (начальник), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Кузьменко Л.В. (доверенность от 09.01.2014 № 60), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания,

 

УСТАНОВИЛ:

Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - заявитель, управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление Росреестра, регистрирующий орган): о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 12 800 кв. м с кадастровым номером 26:31:010308:0041, вид разрешенного использования - для строительства и последующей эксплуатации санаторного комплекса на 160 мест, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Парковая, 4, и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок площадью 12 800 кв. м с кадастровым номером 26:31:010308:0041, вид разрешенного использования - для строительства и последующей эксплуатации санаторного комплекса на 160 мест, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Парковая, 4.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), министерство имущественных отношений Ставропольского края, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление Росимущества), Нестеренко Виктор Иванович.

Решением суда от 06.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием предусмотренных законом оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок. Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к территории курорта федерального значения Железноводск и территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах, а также имеет пересечения с другим земельным участком, что препятствует осуществлению государственной регистрации права.

В апелляционной жалобе управление имущественных отношений просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель указывает, что спорный земельный участок в силу пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»» (далее - Закон № 244-ФЗ) отнесен к муниципальной собственности. Информация о пересечении границ спорного земельного участка с иным земельным участком является недостоверной и свидетельствует о наличии в ЕГРП технической ошибки. Отказ заинтересованного лица в государственной регистрации муниципальной собственности на спорный земельный участок является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.

Представитель управления имущественных отношений в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Представитель управления Росреестра просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.02.2014 по делу № А63-9008/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что 13.06.2013 муниципальным образованием городом-курортом Железноводск подано заявление в управление Росреестра о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:010308:41 площадью 12 800 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Парковая, 4. К заявлению  приложена выписка из реестра (перечня) муниципального имущества города-курорта Железноводска от 11.06.2013 № 300, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 26:31:010308:41 является собственностью муниципального образования в силу положений пункта 11 статьи 1 Закона № 244-ФЗ (том 1 л.д.11).

При проведении государственной регистрации заинтересованным лицом установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 26:31:010308:41 пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 26:31:010308:3 и 26:31:010308:24.

Сообщением от 05.08.2013 № 36/006/2013-677 управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок со ссылкой на абзацы 8 и 12 пункта 1 и пункт 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона № 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации). Регистрирующий орган указал, что право муниципальной собственности на земельный участок не возникло в силу положений пункта 12 статьи 1 Закона № 244-ФЗ и участок с кадастровым номером 26:31:010308:41 не считается учтенным в соответствии с Законом № 221-ФЗ (том 1 л.д.12-15).

Не согласившись с отказом управления Росреестра, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, отказ управления Росреестра в государственной регистрации права мотивирован ссылками на абзацы 8 и 12 пункта 1 и пункт 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации. Государственный регистратор исходил из того, что спорный земельный участок входит в границы зоны с особыми условиями использования: первая зона округа санитарной охраны города Железноводска (зона строго режима) и относится одновременно к территории курорта федерального значения Железноводск и району Кавказских Минеральных Вод, имеющему федеральное значение и статус особо-охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, в связи с чем Закон № 244-ФЗ на него не распространяется в силу положений пункта 12 статьи 1 данного закона. Кроме того, земельный участок, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права, не считается учтенным в соответствии с Законом № 221-ФЗ, поскольку его границы пересекают границы иных земельных участков.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона № 244-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.

В силу частей 10, 11 статьи 1 Закона № 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи 1, расположены в границах курортов федерального значения и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1 .

Пунктом 12 статьи 1 Закона № 244-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 1 названного закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А63-10052/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также