Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А15-2790/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А15-2790/2013 23 апреля 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.01.2014 по делу №А15-2790/2013 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662) к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236) о признании отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000082:32 в части наложения площадью 210 кв.м, расположенный на побережье Каспийского моря, территория бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс» на земельный участок площадью 458 кв.м с кадастровым номером №05:48:000082:0011, являющийся собственностью Российской Федерации (судья Ахмедов Д.А.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление, ТУ Росимущества в РД) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство, Минимущество по РД) о признании отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 470 кв.м с кадастровым номером 05:48:0000 82:32, расположенный на побережье Каспийского моря г.Каспийск, территория бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ичакаев Магомед Гаджиевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Росреестр, Управление Росреестра по Республике Дагестан) и Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата, ФБУ «ФКП» Росреестра по РД) и Правительство Республики Дагестан (далее - правительство). В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, уточнив требования в части размера наложения земельного участка площадью 210 кв.м. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточненные исковые требования, приняты судом к рассмотрению. Решением от 17.01.2014 суд признал отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000082:32 в части наложения площадью 210 кв.м, расположенный на побережье Каспийского моря, территория бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс» (дата регистрации оспариваемого права- 30.12.2012, запись регистрации права за №05-05-01/090/2012882), на земельный участок площадью 458 кв.м с кадастровым номером №05:48:000082:0011, являющийся собственностью Российской Федерации. Не согласившись с принятым решением, правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований По мнению заявителя, спорный земельный участок является собственностью Республики Дагестан и не относится к землям курортного значения. ТУ Росимущества в РД направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы правительства. Правительство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом. Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям. Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14.05.1998 между Шихалиевым Н.М. (покупатель) и ГАП «Автотранс» (продавец) заключен договор №8, по условиям которого продавец продал, а покупатель за 1 756 руб. по остаточной стоимости купил комнату №3 площадью 15 кв.м в деревянно-щитовом доме №4, находящегося на базе отдыха ГАП «Авторанс» согласно постановления Госкомимущества РД от 12.05.1998 №44. 25.05.2011 Управлением Росреестра по РД зарегистрировано право собственности Российской Федерации за земельный участок площадью 458 кв.м с кадастровым номером 05:48:000082:0011, расположенный на побережье Каспийского моря на территории бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс», о чем правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права от 25.05.2011 серии 05-АА №401209. В ЕГРП внесена запись о регистрации права за №05-05-01/054/2011-840. Согласно договору от 07.09.2011 №78 указанный земельный участок в границах, указанных в кадастровом плане участка, ТУ Росимущества в РД (арендодатель) передан по передаточному акту от 07.09.2011 в аренду гражданину Ичакаеву Магомеду Гаджиевичу (арендатор), действующему по доверенности от имени Шихалиева Н.М., сроком на 49 лет в рекреационных целях (под строительство дома отдыха). В пункте 1.2 договора указано, что на участке имеются здания и сооружения. Договор аренды 08.11.2011 прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. 30.10.2012 Управление Росреестра по РД зарегистрировало право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 470 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000082:32, расположенный на побережье Каспийского моря, ГАП «Автортранс». В ЕГРП внесена запись о регистрации права за №05-05-01/090/2012-882. Истец, полагая, ответчиком с нарушением требований закона зарегистрировано право собственности на земельный участок из особо охраняемых земель, расположенных на побережье Каспийского моря и относящихся к федеральной собственности, обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим иском. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 к курортам общереспубликанского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья). Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Судом установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 05:48:000082:0011 и 05:48:000082:32 расположены в рекреационной зоне побережья Каспийского моря, относятся к землям особо охраняемых территорий и находятся в федеральной собственности. Вместе с тем с 20.12.2008 вступил в силу Закон №244-ФЗ, которым предусмотрен порядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности. Согласно пункту 6 статьи 2 Закона №33-ФЗ (в редакции Закона №244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Отнесение земельного участка площадью 458 кв.м с кадастровым номером 05:48:000082:0011 к категории земель особо охраняемых природных территорий подтверждено материалами дела. Доказательства регистрации в ЕГРП права собственности Российской Федерации на спорный участок территориальным управлением в материалы дела представлены. В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона №244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи. В силу части 8 статьи 1 названного Закона к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами. Территориальное управление доказало наличие оснований (предусмотренных федеральным законом), перечисленных в части 8 статьи 1 названного Закона, для отнесения (после вступлении в силу Закона №244-ФЗ) земельного участка площадью 458 кв.м к федеральной собственности (и регистрации на него право собственности) как земель особо охраняемых территорий (земли рекреационного назначения), расположенных на побережье Каспийского моря. Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 №53-ФЗ) предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Следовательно, управление является заинтересованным лицом в смысле статьи 4 АПК РФ и уполномоченным территориальным органом Росимущества по управлению и распоряжению землями федерального назначения на территории Республики Дагестан. Из материалов дела следует, что между сторонами имеется спор о праве, зарегистрированном на один и тот же земельный участок площадью 210 кв.м. В предмет доказывания по такому спору входит проверка законности и основательности реестровых записей, а также установление гражданско-правового основания возникновения права каждой из сторон. Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности. Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Доказательства наделения правительства и министерства полномочиями по распоряжению спорным земельным участком с кадастровым номером 05:48:000082:32 в материалы дела не представлены. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, право собственности на которые им зарегистрировано в установленном порядке. Суд первой инстанции правомерно указал, что правительство и министерство, принимая указанные распоряжения №46-р и №804-р, неправомерно распорядились земельным участком, входящим в состав земель рекреационного назначения, отнесенных нормами действующего законодательства к федеральной собственности. Данный вывод суда соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2011 по делу №А15-612/2010. Указанные распоряжения как ненормативные акты органов власти субъекта Российской Федерации по правилам статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными и не подлежат применению по рассматриваемому делу как противоречащие закону. В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства о том, что Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А22-846/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|