Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу n А63-6969/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

г. Ессентуки                                                                                           

08 апреля 2014  года                                                                                Дело № А63-6969/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  02 апреля  2014  года.

Постановление изготовлено в полном объеме  08  апреля  2014  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жукова Е.В.,

судей:  Бейтуганова З.А.,  Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Огай А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда  Ставропольского края   от  04.02.2014  по делу  № А63-6969/2013

по исковому заявлению администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края (г. Буденновск, ОГРН 1042600684873)

к Святокрестовскому районному казачьему обществу Ставропольского окружного  казачьего общества Терского войскового казачьего общества (г. Буденновск, ОГРН 1032601798679),

о взыскании задолженности по арендной плате и пени (судья Быков  А.С.),       

в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле,  извещённых  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

У С Т А Н О В И Л:

администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края (далее – истец, администрация)  обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Святокрестовскому районному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее – ответчик, общество) с требованием о взыскании долга по арендной плате в размере 151 249 руб. 90 коп.  за период с 01.04.2012 по 01.07.2013, а также пеней в размере 86 393 руб. 94 коп. (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда  Ставропольского края  от  04.02.2014  по делу               № А63-6969/2013  исковые требования администрации удовлетворены частично. С Святокрестовского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества в пользу администрации Буденновского муниципального района  Ставропольского края взысканы денежные средства в  размере 82 393 руб. 39 коп., из которых основной долг в размере 52 339 руб.  85 коп. и пени в размере 30 053 руб. 54 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований  отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края  от  04.02.2014  по делу  № А63-6969/2013, администрация  обратилась  в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу  новый судебный акт.

В обоснование жалобы апеллянт ссылается  на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Кроме того, судом не полно выяснены  обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются ошибочными. 

Как указывает заявитель, базовая ставка арендной платы 2,1 % установленная в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края № 64-п от 16.04.2008 года, и применённая при расчёте арендной платы, не соответствует размеру ставки 0,6 % установленной постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 года.

Лица, участвующие в деле, извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их  отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края  от  04.02.2014  по делу  № А63-6969/2013  проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе,  изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что  решение  Арбитражного суда Ставропольского края  от   04.02.2014  по делу  № А63-6969/2013  следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,     10.12.2007 на основании постановления главы администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края № 245 от 08.08.2007 администрацией и обществом заключен договор аренды № 34 земель сельскохозяйственного назначения. Согласно договору общество приняло в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 120 000 кв. м пашни с учетным кадастровым номером части 007 и площадью 1 085 000 кв. м пастбищ с учетным кадастровым номером части 008 сроком на 10 лет для использования в целях сельскохозяйственного производства.

Земельные участки входят в состав единого землепользования фонда перераспределения и являются частью земельного участка с кадастровым номером 26:20:0:0239 площадью 9 948 000 кв. м.

Участки переданы обществу по акту приема-передачи и договор зарегистрирован в установленном законом порядке 14.03.2008, о чем внесена запись в ЕГРП                                        № 26-26-21/062/2008-851.

Срок аренды установлен с 08.08.2007 г. по 08.08.2017 г.

Размер и условия внесения арендной платы предусмотрены в разделе 3 договора.

Размер арендной платы в год составляет 47 147 руб. 10 коп., арендная плата вносится равными долями ежеквартально до первого числа, следующего за отчетным кварталом месяца, а за 4 квартал не позднее 10 декабря текущего календарного года, путем перечисления денежных средств в управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

Размер арендной платы может изменяться в связи с изменением уровня инфляции, в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельного участка, в связи с изменением базового размера арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору (пункт 3.3 договора).

Дополнительным соглашением от 11.01.2009 г. стороны внесли изменения в пункт 3.3 и 4.4.5 договора. Согласно пункту 3.3 договора в новой редакции размер арендной платы автоматически пересматривается при принятии нормативных правовых актов Российской Федерации и Ставропольского края, касающихся определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения. В этом случае исчисление размера арендной платы производится в соответствии с нормативными правовыми актами, с даты, указанной в них, с письменным извещением арендатора и не требует заключения дополнительных соглашений.

В связи с невнесением ответчиком арендной платы администрация направляла в адрес общества претензию № 2115 от 22.05.2013  с требованием в добровольном порядке до 03.06.2013 погасить образовавшуюся задолженность.

Оставление претензии без ответа и неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы, явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.

Суд  первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлены пунктом 10 статьи 3 Федерального закона  № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ  Правительством Российской Федерации принято Постановление  № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее – постановление № 582).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые  являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15837/2011  от 17.04.2012  содержится указание на то, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства № 582 для земель федеральной собственности.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 утвержденных постановлением Правительства № 582 Правил, арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» определяется в размере 0,6% кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно расчету арендной платы задолженность ответчика перед истцом за период с 01.04.2012 по 01.07.2013 составила 151 249 руб. 90 коп. При расчете арендной платы администрацией применены ставки арендной платы, установленные постановлением Правительства Ставропольского края № 64-п от 16.04.2008.

Постановлением Правительства Ставропольского края № 64-п  от 16.04.2008 утвержден Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 3 Порядка арендная плата за земельный участок определяется путем умножения базового размера арендной платы на площадь земельного участка.

Согласно пункту 7 Порядка базовые размеры арендной платы за земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку и для земель сельскохозяйственного назначения (в Буденновском районе) для категории – богарная пашня составляет 2,1 %, а для пастбищ – 0,2 %.  

В соответствии с пунктом 3 постановления № 582 арендная плата для земель, находящихся в собственности Российской Федерации, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, а именно: в размере 0,6 % в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования (подпункт

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу n А20-5516/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также