Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А25-2299/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 28 марта 2014 года Дело № А25-2299/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей: Жукова Е.В., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройматериалы» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.12.2013 по делу № А25-2299/2012 (судья Лазаренко Л.Б.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Стройматериалы» (г. Черкесск, ОГРН 1030900707672) к Карачаево-Черкесскому Республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» (г. Черкесск, ОГРН 1060917030020), Карачаево-Черкесской Республике в лице Министерства сельского хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, открытое акционерное общество «Водоканал», о взыскании задолженности по договору подряда, при участии в судебном заседании: от истца: Голаева Д.А. по доверенности от 13.03.2013, от КЧРКП «Дирекция капитального строительства»: Байкуловой А.З. по доверенности от 20.01.2014 № 40, в отсутствие иных надлежаще извещенных участвующих в деле лиц, УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Стройматериалы» (далее – истец, ООО «Стройматериалы») обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковыми требованиями к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» (далее – ответчик, Дирекция) о взыскании задолженности по договору подряда № 114-07 от 10.08.2007 в размере 1 185 375 руб., а также неустойки в размере 152 394 руб. 76 коп. (уточненные требования). Определением суда от 05.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики. Определением от 20.11.2013 суд привлек к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика Карачаево-Черкесскую Республику в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, как главного распорядителя бюджетных средств, выделенных на финансирование спорного объекта, ранее участвующего в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании определения суда от 13.03.2013 (далее – Минсельхоз КЧР). Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что истцом не доказаны объем и стоимость выполненных работ, а также принятие этих работ заказчиком. Выполненные истцом работы на заявленную сумму без заключения соответствующего контракта не влекут возникновение на стороне заказчика неосновательное обогащение. Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы не согласен с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном акте. В жалобе истец сослался на правовую позицию, сформированную в постановлении суда кассационной инстанции по делу № Ф08-3990/2003 от 25.11.2003, в соответствии с которой не всегда признание договора незаключенным влечет применение норм о неосновательном обогащении при разрешении возникшего спора. Материалами дела подтверждается фактическое выполнение спорных работ, их стоимость. Выполненные работы являются для ответчика потребительской ценностью. Минсельхоз КЧР, Дирекция, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в своих отзывах считают доводы жалобы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 11.02.2014 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, просил решение суда отменить, жалобу – удовлетворить. Представитель Дирекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, Минсельхоз КЧР поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. Таким образом, суд апелляционной инстанции в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц. Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права. Проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции от 26.12.2013 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.08.2007 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики заключен договор № 824/10 в целях реализации мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, а также в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 № 146-р (л.д. 157-161 том 3). Из предмета договора следует о взаимодействии сторон по выполнению мероприятий Программы развития водоснабжения в сельской местности, обеспечению финансирования и ввода объектов водоснабжения, объемы долевого финансирования из федерального бюджета, бюджета Карачаево-Черкесской Республики и внебюджетных средств, представляемых на указанные цели в порядке и на условиях, предусмотренных Программой. Соглашениями от 08.02.2007 № 3, 14.05.2008 № 15-2008 Минсельхоз КЧР как распорядитель федеральных и республиканских бюджетных средств, полученных на финансирование строек и объектов газификации и водоснабжения сельских населенных пунктов, поручило Дирекции выступить государственным заказчиком от имени публично-правового образования, то есть заключить государственные контракты с генеральными подрядчиками, получать бюджетные средства на указанные цели, обеспечить целевое и эффективное использование поступивших средств, осуществлять контроль за реализацией программ мероприятий, ходом строительства и качества выполняемых работ по государственным контрактам (л.д. 89-99 том 1). 10.08.2007 между Дирекцией (заказчик) и ООО «Стройматериалы» (подрядчик) 10.08.2007 заключен договор подряда № 114-07 по строительству объекта: «Водоснабжение а.Псыж, Прикубанского района, Карачаево-Черкесской Республики» (далее – договор), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить все необходимые работы по объекту «Водоснабжение а.Псыж, Прикубанского района, Карачаево-Черкесской Республики» в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и протоколом заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок от 30.05.2005 (л.д. 171-173 том 3). Срок выполнения работ по договору определен сторонами с 10.08.2007 до 31.12.2007 (пункт 1.4. договора). В пункте 3 договора подряда определена цена и порядок расчетов. Так, согласно условиям пункта 3.1. договора стоимость работ в текущем году устанавливается в соответствии с лимитами капитальных вложений на 2007 год. Общая стоимость работ составила в базисных ценах 2001 года 5 331,39 тыс. рублей, в договорных ценах 2007 года 25 484,04 тысяч рублей, кроме того НДС – 4 587,13 тыс. рублей (пункт 3.2.). Стоимость работ поручаемых подрядчику в текущем году составила: в базисных ценах 2001 года – 1 309,69 тыс. рублей, в договорных ценах 2007 года 6 260,34 тыс. рублей, кроме того НДС – 1 126,86 тыс. рублей (пункт 3.3. договора). В пунктах 3.4 и 3.5 договора указано, что все изменения первоначальной договорной цены и сроков строительства или одного из этих параметров оформляются дополнительным соглашением сторон в письменной форме. Превышения подрядчиком проектных объемов и стоимости работ, не подтвержденные дополнительным соглашением сторон к настоящему договору, оплачиваются подрядчиком за свой счет при условии, что они не вызваны невыполнением заказчиком своих обязательств. Поскольку представленная истцом вместе с исковым заявлением копия договора подряда № 114-07 от 10.08.2007 отличалась по содержанию от подлинного договора, суд первой инстанции с согласия лиц, участвующих в деле, принял в качестве надлежащего доказательства подлинный договор, копия которого приобщена к материалам дела (л.д. 171-179 т.3). 17.03.2008 стороны заключили дополнительное соглашение к договору подряда, в соответствии с которым стоимость поручаемых работ в текущем году (2008) устанавливается в базисных ценах 2000 года 6 792,05 тыс. рублей, в договорных ценах 2008 года: 4 860,0 тыс. рублей, в т.ч. НДС – 741,36 тыс. рублей. Начало работ определено 17.03.2008, а окончание работ - 31.12.2008. Этим же соглашением стороны признали утратившим силу пункты 1.4; 3.2; 3.3; 4.1 договора подряда (л.д. 48-49 том 1). 28.07.2009 стороны заключили дополнительное соглашение к договору подряда, в соответствии с которым стоимость поручаемых работ в текущем году (2009) устанавливается в договорных ценах на 2009 год по статье финансирования 1020101 из республиканского бюджета – 3 920 000 рублей, в том числе НДС – 597 966 рублей. Начало работ определено - 28.07.2009, а окончание работ - 31.12.2009 (л.д. 50-51 том 1). По вышеуказанным договору и дополнительным соглашениям ответчиком произведена оплата истцу за выполненные работы в полном объеме, что подтверждается данными Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и не оспаривается истцом. Так, из средств федерального бюджета выделено 12 600 000 руб., из средств республиканского бюджета 4 000 000 руб. Указанные средства ответчиком во исполнение условий договора в полном объеме перечислены на оплату строительных работ, выполненных в 2007, 2008, 2009 годах. Спор между сторонами возник по оплате строительных работ, указанных в акте о приемке выполненных работ формы КС-2 от 18.12.2009 и справке формы КС-3 от 16.02.2011 на сумму 1 185 375 руб. Неоплата работ ответчиком по предъявленным истцом первичным бухгалтерским документам, в том числе после урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке, послужило основанием обращения в суд с настоящими исковыми требованиями. В обоснование исковых требований истец указал, что спорные работы были выполнены в рамках договора подряда (в пределах установленной общей цены), отсутствие дополнительного соглашения по спорным объемам работ не освобождает ответчиков от оплаты и фактического финансирования, поскольку имеют потребительскую ценность. Отклоняя данный довод истца и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующим. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что договор подряда от 10.08.2007 № 114-07 заключался для нужд публично-правового образования – Карачаево-Черкесской Республики. Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. На момент спорных правоотношений порядок заключения государственных контрактов регламентировался нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ). Данный закон применялся в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Закон № 94-ФЗ принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов регламентирован нормами Закона № 94-ФЗ. В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах). Между тем в материалы дела не представлена Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2014 по делу n А63-11254/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|