Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2014 по делу n А63-5849/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

11 марта 2014 года                                                               Дело № А63-5849/2013                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семендяева Алексей Васильевич на решение  Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2013 по делу № А63-5849/2013,

по иску индивидуального предпринимателя Семендяева Алексей Васильевич, ст. Ессентукская,

к министерству экономического развития Ставропольского края, г. Ставрополь,

комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, г. Ставрополь,

третьи лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь

о признании незаконным решения комиссии от 09.04.2013 об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера,

в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Семендяев Алексей Васильевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству экономического развития Ставропольского края (далее - министерство) и комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам (далее - комиссия) с заявлением о  признании недействительным решения комиссии от 09.04.2013 об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера № 26-10-44, выданного предпринимателю 21.12.2010.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решением суда от 27.11.2013 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью оспариваемого решения комиссии и недоказанностью предпринимателем нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.

В апелляционной жалобе предприниматель просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм материального права. В обоснование жалобы предприниматель указывает, что допущенные им нарушения при проведении кадастровых работ не являлись грубыми, что исключает возможность принятия комиссией решения об  аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера.

От предпринимателя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с нахождением его в командировке.

Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Из указанных процессуальных норм следует, что даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.

Нахождение участвующего в деле лица в командировке не является препятствием к реализации лицом его процессуальных прав. Позиция предпринимателя подробно изложена в апелляционной жалобе. В ходатайстве предприниматель не указал на намерение представить дополнительные доказательства, которые по уважительным причинам не были представлены в суд первой инстанции. С момента принятия апелляционной жалобы к производству предприниматель имел достаточно времени для заявления ходатайств и предоставления необходимых документов в обоснование доводов апелляционной жалобы.

Министерство в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение  Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2013 по делу № А63-5849/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что предприниматель  имел квалификационный аттестат кадастрового инженера, выданный 21.12.2010 № 26-10-44.

09.04.2013 комиссией, по результатам рассмотрения письма кадастровой палаты от 01.02.2013 № 01183/2013/13, согласно которому предпринимателем как кадастровым инженером при проведении кадастровых работ в течение 2012 года допущены грубые нарушений требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), в связи с чем принято 17 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета №№   26/301/12-119387,   26/301/12-75226,   26/301/12-51635, 26/301/12-14127, 26/301/12-60297, 26/301/12-17582, 26/301/12-16596, 26/301/12-19498, 26/301/12-14580, 26/301/12-25675, 26/301/12-88592, 26/301/12-55119, принято решение об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера № 26-10-44, выданного предпринимателю 21.12.2010. Комиссия при принятии решения об аннулировании квалификационного аттестата пришла к выводу о совершении заявителем грубых нарушений требований, установленных Законом № 221-ФЗ, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, выявленных и указанных в решениях органа  кадастрового  учета.

Не согласившись с решением комиссии об аннулировании аттестата кадастрового инженера, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 7 статьи 29 Закона № 221-ФЗ квалификационный аттестат аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).

В силу части 8 статьи 29 Закона № 221-ФЗ решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 настоящей статьи. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию решения об аннулировании такого квалификационного аттестата в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения в орган кадастрового учета, а также лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован. Данная копия должна быть заверена должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Квалификационный аттестат признается аннулированным и, следовательно, не действующим со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Закона. Такими документами, подготовка которых согласно Закону № 221-ФЗ осуществляется кадастровым инженером, являются: межевой план; технический план; акт обследования. Требования к подготовке указанных документов установлены статьями 38 - 42 Закона № 221-ФЗ.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.01.2010 № 23 утверждено Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам (далее - Положение о квалификационной комиссии), пунктами 8, 10, 11 - 14 которого определены состав и порядок формирования квалификационной комиссии.

В силу пункт 3 вышеуказанного Приказа установлено, что до 01.03.2012 в состав квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, вместо представителей саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности включаются по два представителя соответственно органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, и территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости.

В рассматриваемом случае порядок формирования квалификационной комиссии соблюден.  

С учетом пунктов 16, 17, 19, 53, 55 Положения о квалификационной комиссии заседание квалификационной комиссии от 09.04.2013 являлось правомочным, проведено в установленный срок, процедура голосования и составления протокола заседания квалификационной комиссии соответствует установленным требованиям.

Из содержания Положения о комиссии, пункта 4 части 7 и части 8 статьи 29 Закона № 221-ФЗ, а также письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.07.2010 № 13293-ИМ/Д23 следует, что при решении вопроса об аннулировании квалификационного аттестата полномочия комиссии ограничены квалификаций допущенных кадастровым инженером нарушений в качестве грубых, влекущих правовые последствия в виде аннулирования его квалификационного аттестата.

При этом комиссия не уполномочена осуществлять проверку законности и полноту принятых органом кадастрового учета решений, и связана с их содержанием и квалификацией применительно к положениям Закона № 221-ФЗ, предусматривающих основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Из содержания пункта 4 части 7 статьи 29 Закона № 221-ФЗ следует, что только решение органа кадастрового учета, признанное недействительным в судебном порядке, не учитывается при рассмотрении вопроса об аннулировании квалификационного аттестата.

Судом установлено, что решения кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета предпринимателем не оспорены в судебном порядке и не признаны недействительными.

В этой связи, как верно указал суд первой инстанции доводы предпринимателя, касающиеся законности принятых решений кадастровой палаты, положенных в основу решения об аннулировании квалификационного аттестата, не входят в предмет исследования по настоящему спору.

Закон № 221-ФЗ не дает определения грубых нарушений требований, установленных данным Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ.

Вместе с тем из смысла и содержания норм Закона № 221-ФЗ представляется возможным установить критерии отнесения нарушений, допущенных кадастровым инженером к категории грубых.

В силу части 1 статьи 1 Закона № 221-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы) (часть 4 названной статьи).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что, если иное не следует из данного Закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2014 по делу n А20-2853/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также