Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2014 по делу n А22-1846/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                  Дело  № А22-1846/2013

24 февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Казаковой Г.В.,

судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу №А22-1846/2013 (судья Хазикова В.Н.) по иску Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Калмыкия Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (ИНН 0814111623, ОГРН 1040866718903),

о понуждении возвратить плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 13036, 33 руб.,  

с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконова У.С. по доверенности № 1 от 31.01.2014 и Дорджиева Д.В. по доверенности № 3 от 10.02.2014,

в отсутствие представителя Национального банка Республики Калмыкия.

У С Т А Н О В И Л:

Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Калмыкия (далее - Банк России, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (далее-Управление Росприроднадзора по РК, ответчик) о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 13036, 33 рублей как неосновательно полученные денежные средства.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу №А22-1846/2013 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия  возвратить Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Республики Калмыкия Центрального банка Российской Федерации плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 гг. в размере 13036 руб. 33 коп. Судебный акт мотивирован тем, что …

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 09.12.2013 по делу №А22-1846/2013, Управление Росприроднадзора по РК обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»,  что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с собственника отходов.

Определением от 21.01.2014 жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 17.02.2014.

В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по РК доводы апелляционной жалобы поддержали, просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Центрального Банка РФ в лице Национального банка Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания, не явился, от представителя поступил отзыв на жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу №А22-1846/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Центральный Банк РФ в лице Национального Банка Республики Калмыкия перечислило Управлению Росприроднадзора по РК плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год 4 707 рублей 68 копеек, за 2011 год 4 205 рублей 27 копеек, за 2012 год 4 123 руб. 38 коп, в общей сумме 13 036  рублей 33 копейки (том 1, л.д. 16).

Национальный Банк обратился в Управление Росприроднадзора с заявлением от 08.02.2013 № 5-3-17/484  о возврате излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляет деятельности по размещению отходов (том 1, л.д. 12-13).

Письмом от 18.07.2013 № 10-4/1585 Управление Росприроднадзора отказало Банку в возврате заявленной суммы, сославшись на то, что она не является излишне уплаченной (том 1, л.д. 114-115).

Национальный Банк, считая отказ в возврате излишне уплаченных платежей незаконным, обратился в суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, правомерно исходил из следующих  установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.

В силу статьи 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие посредством хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона ото 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах)  под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Закон об охране окружающей среды определяет круг плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду как субъектов, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, и субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в виде оказания услуг по размещению отходов производства и потребления.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 № 284-О, по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Судом первой инстанции установлено, что в процессе осуществления Банком России в лице Национального банка Республики Калмыкия ЦБ РФ своей деятельности образуются отходы (бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий, другие твердые бытовые отходы 4 и 5 класса опасности), которые временно складируются в контейнерах на специальных площадках, затем эти отходы транспортируются специализированными организациями для их дальнейшего обезвреживания, размещения на основании договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 24.02.2009 № 8-70/15 и от 01.08.2011 № 8-70/287 с муниципальным унитарным предприятием «Спецавтохозяйство».

Доказательства осуществления Национальным Банком РК специализированной деятельности по размещению отходов или оказания им в процессе осуществляемой деятельности какого-либо иного вредного воздействия на окружающую среду по смыслу Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах Управление Росприроднадзора  не представило.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Банк не осуществляет деятельность, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с указанными выше законами, следовательно, не является лицом, обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а поэтому произведенные Банком в период с 2010 по 2012 год платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются излишне уплаченными и подлежащим возврату, тем самым заявленные Банком требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы Управления Росприроднадзора о том, что закон не ставит обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в зависимость от осуществления какой-либо специализированной деятельности; что общество как собственник отходов, размещаемых на полигоне, должно нести бремя их содержания, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащие действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров.

Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в сфере обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 № 103 «О наделении полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов» Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета (утратил силу с 01.01.2012г.).

С 01.01.2012 Приказом Росприроднадзора от 22.02.2012 № 64 «О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов» Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета (п.4 Приказа).

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Федеральным законам от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (в редакции Федерального

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2014 по делу n А63-10638/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также