Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу n А22-1500/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А22-1500/2013

11 февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З.М.,

судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства экономики             и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 по делу № А22-1500/2013 (судья Джамбинова Л.Б.)

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мацаковой Ирины Николаевны (ИНН 081400472040, ОГРНИП 309081717000063)

к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440,                 ОГРН 1020800748605),

третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации                      (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385),

Министерство финансов Республики Калмыкия (ИНН 0814026720, ОГРН 1020800769208)

о взыскании субсидии в сумме 317 340 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 377 руб. 77 коп.,

без участия представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных                  о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

 

индивидуальный предприниматель Мацакова Ирина Николаевна (далее – предприниматель) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее – министерство) о взыскании  субсидии в размере 317 340 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8 377 руб. 77 коп. (уточненные требования).

Решением суда от 05.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взысканы с ответчика в пользу истца субсидии в размере 317 340 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8377 руб. 77 коп.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального                                                          и процессуального права, в связи с чем принят незаконный и необоснованный судебный акт. По мнению ответчика, судом не принято во внимание, что министерством обязательства по перечислению субсидии предпринимателю не выполнены по независящим от него обстоятельствам

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании  не направили. Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Проверив правильность решения от 05.11.2013 в апелляционном порядке                            в соответствии со статьями 258, 266 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежит отмене,                                 а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Мацакова И.Н. зарегистрирована в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте 19.06.2009 в качестве индивидуального предпринимателя.

14 ноября 2012 года между предпринимателем (лизингополучатель) и ООО «Каркаде» (лизингодатель) заключен договор лизинга № 16121/2012 (баланс лизингополучателя), о приобретении лизингодателем посредством заключения договора купли-продажи у выбранного лизингополучателем продавца имущества, указанного                  в спецификации предмета лизинга, и предоставлении лизингополучателю в лизинг по настоящему договору лизинга за плату во временное владение и пользование.

В установленном законом порядке предприниматель обратился в министерство                 с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.

Министерством в адрес индивидуального предпринимателя направлено уведомление  от 14.12.2012 № ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю субсидии, предпринимателю предложено подписать договор                           о предоставлении субсидии.

25 декабря 2012 года между министерством и предпринимателем (получатель) заключен договор № 18 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, по условиям которого министерство обязалось предоставить предпринимателю субсидию в размере в размере 317 340 руб.,                 а предприниматель обязался ежеквартально в течение 1 года с даты в срок до 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом предоставлять анкету согласно приложения к договору, письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 14.11.2012 № 16121/2012 и возврата первого взноса в полном объеме согласно пункту 2.2. договора.

Согласно пункту 2.1.2 договора министерство обязано осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты                           и документы, определенные в пункте 2.2.2 Договора.

Неисполнение министерством договорных обязательств по предоставлению предпринимателю субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с положениями части 1 статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии                                        с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми                     в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете                               и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации                               и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам                          (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц                    (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;                3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ                         «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого                            и среднего предпринимательства.

Согласно статье 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных                                  и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 № 463 утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого                    и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы».

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 № 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого                и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования). Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей                      и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса                и повышения конкурентоспособности.

Согласно части 1 стати 14 Закона № 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого                       и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти                         и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.

Согласно части 2 стати 14 Закона № 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными                                       и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.1.2 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования выплата субсидии производится в 2 этапа.                   В течении 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы. В течении 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии                 

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу n А63-6877/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также