Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А15-944/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки 04 февраля 2014 года Дело № А15-944/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ОАО «Авиалинии Дагестана» на решение от 03.10.2013 по делу № А15-944/2013 Арбитражного суда Республики Дагестан, по иску ООО «Газпром торг Махачкала» (ОГРН 1035000906930, ИНН 5003028589) к ОАО «Авиалинии Дагестана» (ОГРН 1070561000014, ИНН 0561054989) о признании действий, выразившихся в отказе допуска автотранспорта и сотрудников истца, имеющих действующие пропуска, в контролируемую зону аэропорта, незаконными и обязании ответчика допускать автотранспорт и персонал истца, имеющих действующие пропуска, на территорию контролируемой зоны аэропорта для осуществления деятельности по предоставлению бортового питания и отдельных сервисных услуг по обслуживанию авиарейсов, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Газпром торг Махачкала» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Авиалинии Дагестана» (далее – компания) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе допуска автотранспорта и сотрудников, имеющих действующие пропуски в зону аэропорта, и обязании не чинить препятствия в осуществлении деятельности по предоставлению бортового питания и сервисных услуг по обслуживанию рейсов, а также обязании допускать автотранспорт и персонал в зону аэропорта. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия компании, выразившиеся в отказе допуска автотранспорта и сотрудников общества, имеющих действующие пропуска, в контролируемую зону аэропорта, обязать компанию допускать автотранспорт и персонал общества, имеющих действующие пропуска, на территорию контролируемой зоны аэропорта для осуществления деятельности по предоставлению бортового питания и отдельных сервисных услуг по обслуживанию авиарейсов. Требования общества мотивированы необоснованным введением компанией препятствий обществу в осуществлении деятельности по предоставлению бортового питания и отдельных сервисных услуг, связанных с предоставлением бортового питания, при обслуживанию авиарейсов (далее – отдельных сервисных услуг). Решением от 03.10.2013 принят отказ истца от иска в части требования об обязании ответчика не чинить препятствия истцу в осуществлении деятельности по предоставлению бортового питания и сервисных услуг по обслуживанию рейсов, производство по делу в этой части прекращено, исковые требования в остальной части удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, считает решение Арбитражный суд Республики Дагестан от 03.10.2013 подлежащим отмене исходя из следующего. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением правления МАП России №2/к-1-р от 21.05.1999, с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по тарифам России №364-т от 06.10.2008 и от 16.10.2008 №5896/4, компания включена в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте под регистрационным номером №05/2/1. Между обществом и ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» заключен договор поставки бортового питания №15 от 30.05.2012, в соответствии с которым общество обязалось приготовлять, комплектовать и доставлять рационы бортового питания авиапредприятию и оказывать сопутствующие услуги. Местом исполнения договора указан г. Махачкала с доставкой рационов бортового питания в пределах территории перрона аэродрома аэропорта Махачкала. Обществом получены от компании пропуски: для въезда на режимную территорию международного аэропорта Махачкала сроком действий до 31.12.2013 (Заирбекову А.М. с автомобилем ГАЗ-3302 Е589ТН, Атаеву М.И. с автомобилем ГАЗ-3307 В039ОХ, Мустапаеву М.Н., Кобзеву Г.В., Заирбекову А.М., Идрисмову Д.М., Идрисову М.Б., Атаеву Ш.М.). Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности факта выдачи пропусков сотрудникам общества для доступа в контролируемую зону аэропорта в целях осуществления исполнения договорных отношений общества по обеспечению бортового питания, в силу чего дальнейшие ссылки ответчика на нарушения порядка оформления и выдачи пропусков являются безосновательными. Однако, по мнению коллегии, судом первой инстанции дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении настоящего спора, в силу чего принятое решение подлежит отмене в виду следующего. Как правильно указано судом первой инстанции обязанность обеспечения авиационной безопасности в аэропорту «Махачкала» возложена на службу авиационной безопасности ответчика. Согласно пунктам 3 и 4 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 №142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее - Федеральные авиационные правила) авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму (пункты 14 и 15 Федеральных авиационных правил). Порядок допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта и порядок допуска транспортных средств на территорию аэропорта установлен Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях и учреждениях гражданской авиации, утвержденным Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 №22 (далее - приказ от 20.01.1998 N 22). Порядок допуска на аэродром транспортных средств авиапредприятий и сторонних организаций устанавливается с учетом требований документов по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации (пункт 8.1 приказ от 20.01.1998 N 22). Согласно пункта 2.52 руководства по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации обязательным условием допуска водителя к самостоятельной работе, является издание приказа по аэропорту с приложением протокола квалификационной комиссии, листа стажировки, а также выдача талона на право вождения спецмашин (механизмов) по аэродрому и обслуживания ВС (Приложение 4) или талона на право вождения автотранспорта (механизма) по аэродрому без права подъезда к ВС (Приложение 5). Порядок допуска водителей к самостоятельной работе на аэродроме с выдачей талона на право вождения автотранспорта отражен также в 2.10 внутренней инструкции «О допуске водителей к работе на аэродроме, а также лиц руководящих подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным суднам», утвержденной 29.11.2008 (том 2 л.д. 137-146). Аналогичный порядок допуска на аэродром сторонних организаций и их техники определен в разделе IV Методических рекомендаций «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска» утвержденных заместителем руководителя Росавиации (том 2 л.д 123-136). Так в пункте 43 рекомендаций указано, что после проведенной подготовке водителям сторонних организаций выдается талон на право вождение спецавтотранспорта (механизма) по аэродрому (без права подъезда к ВС) сроком на 6 месяцев, по истечения которого проводится повторная проверка знаний водителей и принятие зачетов по правилам работы на аэродроме в соответствии с положениями 14 настоящих Правил и делается отметка о продлении срока действия талона сроком следующие 6 месяцев. Просроченный талон считается недействительным. Как установлено при рассмотрении настоящего спора талон вождения автотранспорта (механизма) по аэродрому водителям истца не выдавался, доказательств обратного в суд не представлено. Выводы суда первой инстанции о подтверждении выполнения истцом всех необходимых требований выдачей пропусков являются ошибочными, сделанными без оценки норм права регламентирующих допуск лиц в вождению автотранспорта на территории аэропорта и факта отсутствия у водителей истца документа, дающего права на вождение автотранспорта. В пункте 10.2 Приказа от 20.01.1998 N 22 закреплено, что администрацией аэропорта, в целях контроля за соблюдением правил пропускного и внутриобъектового режима физическими и юридическими лицами, осуществляются организационные и практические мероприятия, в том числе, совместно с представителями органов пограничного, таможенного контроля и службой авиационной безопасности аэропорта проводятся комплексные проверки состояния пропускного и внутриобъектового режима. Материалы таких проверок оформляются актом и представляются руководителю аэропорта для принятия мер по устранению выявленных недостатков. Поскольку в результате проведенных администрацией аэропорта проверок выявлены нарушения выдачи пропусков водителям истца, в отсутствие талонов на право вождения автотранспорта, приказом от 10.04.2013 № 22 действие пропусков приостановлено. Согласно п. 5.30 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 40, субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности. В свою очередь порядок выдачи документов подтверждающих право управления автотранспортом на территории аэропорта и допуска водителей к исполнению данных обязанностей является открытой информацией, в силу чего нарушение порядка выдачи указанных документов не препятствовало истцу самостоятельному инициированию вопроса выдачи талонов на право вождения автотранспорта, а также в случае необходимости последующему восстановлению нарушенного права с помощью предусмотренных действующим законодательством способов защиты. Кроме этого судом первой инстанции не дана оценка доводам истца и ответчика касающихся порядка осуществления организации бортового питания и обеспечения исполнения требований авиационной безопасности в этой части, поскольку именно несоблюдение, по мнению ответчика, истцом нормативно-правовых актов в этой области послужило основанием для ограничения допуска в контролируемую зону. Вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости в оценке указанных доводов, по мнению коллегии ошибочным. В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. В соответствии с п. 2 ст. 85 ВК РФ предполетный и послеполетный досмотры проводятся в аэропорту или на воздушном судне. Согласно пункту 4 данной статьи правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел. Пункт 3 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 предписывает сотрудникам службы авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта и сотрудникам органа внутренних дел на транспорте, участвующим в проведении предполетного и послеполетного досмотров, администрациям аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, пассажирам, а также иным лицам, осуществляющим свою деятельность на территориях аэропортов, соблюдать требования Правил проведения досмотра. В пункте 11 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, установлено, что технологии проведения досмотров разрабатываются и утверждаются администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта, согласовываются с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и соответствующим органом внутренних дел на транспорте (при его отсутствии с территориальным органом внутренних дел). Согласно пункту 103 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств, бортового питания и сопутствующих средств проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра. Пунктом 20 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А77-810/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|