Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А63-17776/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                                                                                                                         

28 января 2014 года                                                                               Дело № А63-17776/2012                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей: Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алмазовой М.П., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ставрополя  на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2013 по делу № А63-17776/2012  по заявлению индивидуального предпринимателя Фроловой Натальи Васильевны (ОГРНИП 306263530000071) к администрации города Ставрополя  (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), комитету градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064, 355000) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги (судья Быков А.С.), при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Фроловой Натальи Васильевны – Шевченко О.Г. (доверенность от 14.08.2013), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Фролова Наталья Васильевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) и комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, а также о возложении на администрацию обязанности изменить постановление от 21.02.2011 № 463 о предоставлении земельного участка в аренду для строительства в части указания иного кадастрового номера земельного участка (26:12:020201:51).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2013 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации (уведомление от 08.11.2012 № 09/2-07/1-4512) об отказе в предоставлении в аренду для строительства производственной базы земельного участка площадью 10 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:51:020201:51). На администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду для строительства производственной базы земельного участка с кадастровым номером 26:12:020201:51. В удовлетворении требований к комитету градостроительства отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 решение от 04.04.2013 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционный суд указал, что предприниматель не является собственником либо иным законным владельцем спорного земельного участка, поэтому положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 21 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 (далее - Правила), в рассматриваемой ситуации не применяются. Администрация не намерена использовать земельный участок для целей строительства, поскольку он отнесен к территории общего пользования. Апелляционный суд также указал, что предоставление спорного участка для строительства, при условии отнесения его к территории общего пользования, приведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал на то, что апелляционным судом не выяснены вопросы, касающиеся определения идентичности земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:020201:23 и 26:12:020201:51 и возможности распространения на них действия нового градостроительного регламента.

При новом рассмотрении дела представитель предпринимателя поддержал ранее изложенную по делу позицию, а также представил для приобщения к материалам дела письма администрации об отказе внести изменения в ненормативный правовой акт о предоставлении земельного участка для строительства в части указания нового кадастрового номера участка.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела с учетом указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 05.11.2013, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2013 по делу № А63-17776/2012 подлежит отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации от 28.06.2010 № 1704 утвержден акт выбора земельного участка, предпринимателю согласовано место размещения производственной базы на земельном участке площадью 10 тыс. кв. м из земель населенных пунктов по Старомарьевскому шоссе в г. Ставрополе (т. 1, л.д. 9).

В соответствии с градостроительным заключением земельный участок находился в промышленной зоне (т. 1, л.д. 71, 72).

Экспертным заключением от 02.04.2010 подтверждена возможность отвода земельного участка для строительства производственной базы (т. 1, л.д. 82-84).

На основании постановления администрации от 21.02.2011 № 463 предпринимателю в аренду на три года для строительства производственной базы предоставлен земельный участок (кадастровый номер 26:12:020201:23; сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости 19.07.2010), расположенный по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, 77 (т. 1, л.д. 10, 11).

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (арендодатель) и предприниматель (арендатор) 09.07.2012 подписали договор № 794 аренды данного земельного участка, предназначенного для строительства производственной базы.

В соответствии с пунктом 2.2 договора срок аренды установлен с 21.02.2011 по 20.02.2014 (т. 1, л.д. 12-18).

Решением от 30.07.2012 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Ставропольскому краю сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:020201:23 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с тем, что государственная регистрация прав на него не осуществлена в течение двух лет (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; т. 1, л.д. 19).

В связи с исключением из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:12:020201:23 государственная регистрация договора от 09.07.2012 № 794 не произведена.

На основании постановления от 28.06.2010 № 1704 на государственный кадастровый учет 12.09.2012 поставлен земельный участок площадью 10 тыс. кв. м с разрешенным использованием под производственную базу, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, 77 (кадастровый номер 26:12:020201:51; т. 1, л.д. 20, 21).

Администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:020201:51 для строительства производственной базы. Заинтересованное лицо указало, что испрашиваемый земельный участок расположен в установленной Правилами зоне Р-2. «Зона городских территорий общего пользования», в связи с чем строительство на нем производственной базы недопустимо (т. 1, л.д. 22, 23).

Предприниматель, полагая, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не соответствует требованиям действующего законодательства, обратился с заявлением в арбитражный суд.

При новом рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:020201:23 и 26:12:020201:51 являются идентичными.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 5 статьи 30 данного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.

Пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса определяет, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса уполномоченный орган на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из материалов дела, предпринимателем была инициирована процедура выбора спорного земельного участка и согласования места размещения на нем объекта строительства, аналогичного объекту, о предварительном согласовании места размещения которого подал заявление предприниматель. 28.06.2010 постановлением администрации № 1704 утвержден акт выбора земельного участка, которым предпринимателю согласовано место размещения производственной базы на испрашиваемом им земельном участке. 18.12.2010 вступили в силу Правила, в соответствии с которыми испрашиваемый предпринимателем земельный участок был отнесен к зоне Р-2 «Зона городских территорий общего пользования». После вступления в силу указанных Правил 19.09.2012 предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства производственной базы. 08.11.2012 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка для строительства, ссылаясь на то, что территория спорного участка является местом общего пользования в соответствии с утвержденными Правилами, запрашиваемый вид использования земельного участка не соответствует основному, условно-разрешенному видам использования для данной территориальной зоны.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу статьи 41 Земельного кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.

Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса определяет, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А63-8244/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также