Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2014 по делу n А63-3243/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

  ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

13 января 2014 года                                                                                   Дело № А63-3243/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 января 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Темнолесское»

на решение Арбитражного суда Ставропольского края  от 05.08.2013 по делу                    № А63-3243/2013 (под председательством судьи Быкова А.С.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Темнолесское»,                     ст. Темнолесская, (ОГРН 1062645013518),

к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края,                 г. Михайловск, (ОГРН 1042600631006),

о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков; об обязании заключить договор купли-продажи,

при участии в заседании представителей:

от ООО «Темнолесское»: Бычихин В.В. (доверенность от 01.01.2013),

в отсутствие администрации Шпаковского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Темнолесское» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее – администрация) со следующими требованиями (с учетом уточнения):

- признать отказ администрации в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51, незаконным;

- обязать администрацию заключить с обществом договор купли продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51.

Требования обоснованы ссылками на пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и мотивированы наличием преимущественного права на приобретение земельных участков в собственность,  поскольку до государственной регистрации права собственности муниципального района на эти земельные участки, общество использовало их для сельскохозяйственного производства.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 исковое заявление в части обязания администрации заключить договор купли-продажи земельных участков оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Суд установил, что отношения по использованию и охране земель в Ставропольском крае (земельные отношения) регулируются Законом Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», которым установлены ограничения в части приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края до 01 января 2052 года.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 05.08.2013 отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом положений пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отзыв на жалобу суду не представлен.

Определением апелляционного суда от 03.12.2013 судебное разбирательство по делу откладывалось в целях предоставления сторонам возможности урегулировать возникший спор мирным путем.

Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 06.12.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20.06.2011 в счет невостребованных земельных долей за Шпаковским муниципальным районом  в порядке статьи 12.1 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признано право собственности на 4553,46 га земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:491 площадью 79 032 314, расположенного на территории Шпаковского района Ставропольского края (том 1 л.д. 82-118).

В марте, апреле 2012 года администрация провела межевание данного земельного участка, образовав 7 участков с кадастровыми номерами: 26:11:100902:36, 26:11:101202:12,  26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 (том 1 л.д. 156 -222)

Права муниципальной собственности Шпаковского муниципального района на вновь образованные земельные участки зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.09.2012 (том 1 л. д. 75-81).

14 сентября 2012 года в газете «Наша Жизнь» № 68 (10719) органом местного самоуправления в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) опубликовано сообщение о регистрации права муниципальной собственности Шпаковского муниципального района и предстоящем предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 для сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 124). 

В сообщении также указано, что земельные участки предаются использующим такие земельные участки сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или аренду без проведения торгов, в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратилось в орган местного самоуправления с заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

15 октября 2012 года общество обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило  предоставить в собственность земельные участки общей площадью 4553,46 га с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 (том 1 л.д. 11, 12).

Письмом от 14.12.2012 № 13-3518/12 администрация сообщила об отсутствии оснований для заключения договора купли-продажи, поскольку заявитель не подтвердил использования испрашиваемого в собственность земельного участка (том 1 л.д. 14).

Полагая отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, противоречащим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании  незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд первой инстанции исходил из наличие запрета, установленного Законом Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» до 2052 года на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов лица, обращающегося с соответствующим заявлением.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Порядок предоставления земельных участков регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и корреспондирует пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.

Ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Таковыми ограничениями являются: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 5.1 настоящей статьи.

В силу пункта 5.1 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Пункт 5.1 статьи 10 устанавливающий исключительное право сельскохозяйственной организации, использующей земельный, на приобретение земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, введен Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Тогда как статья 16 Закона Ставропольского края № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» была принята Государственной Думой Ставропольского края 25.03.2010.

Введение законодателем понятия «сельскохозяйственная организация, использующая земельный участок» обусловлено необходимостью гарантировать непрерывность осуществления сельскохозяйственной деятельности тем организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые реально обрабатывают земельные участки, находящиеся в общей собственности и не имеющих возможности приобрести эти участки в собственность.

Поэтому принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что норма пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения имеет специальный характер по отношению к статье 16 Закона Ставропольского края № 21-кз и в силу статьи

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2014 по делу n А63-3207/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также