Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу n А63-628/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

24 декабря 2013 года                                                                         Дело № А63-628/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю в лице отдела МВД России по Кочубеевскому району на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2013 по делу  № А63-628/2013  (судья А.М. Борозинец)

по заявлению министерства дорожного хозяйства Ставропольского края г. Ставрополь, ОГРН 1082635013450, ИНН 2636055305,

заинтересованное лицо – Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю в лице отдела МВД России по Кочубеевскому району с. Кочубеевское,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог г. Ставрополь,

о признании недействительным и отмене постановления № 26 АА 008917 по делу об административном правонарушении от 09.01.2013, вынесенного госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД по Кочубеевскому району Шибковым П.А., о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей,  

при участии в судебном заседании:

от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю в лице отдела МВД России по Кочубеевскому району: Шибков П.А. по доверенности № 19 от 18.12.2013;

от министерства дорожного хозяйства и транспорта СК: Айдамиров И.О. по доверенности от 05.12.2013;

в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания.

УСТАНОВИЛ:

министерство дорожного хозяйства СК обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края (далее – заявитель, министерство) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 26 АА 008917 по делу об административном правонарушении от 09.01.2013, вынесенного госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД по Кочубеевскому району Шибковым П.А. (далее – административный орган, заинтересованное лицо), о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Заявление общества мотивировано тем, что деяние имело место в условиях крайней необходимости.

Решением от 26.08.2013 суд требование заявителя удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю от 09.01.2013 № 26 АА 008917, вынесенное госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД по Кочубеевскому району Шибковым П.А., о привлечении министерства дорожного хозяйства Ставропольского края к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что министерство действовало в условиях крайней необходимости, так как не имело возможности устранить образовавшуюся просадку дорожного полотна в сложившихся погодных условиях и прекратить движение на данном участке автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения, тем самым, избежав нанесения ущерба интересам неопределенного круга лиц - пользователей данной автомобильной дороги, являющейся важным социально-экономическим объектом инфраструктуры.

Не согласившись с таким решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2013 отменить и отказать в удовлетворении требований заявления об отмене постановления от 09.01.2013 №26АА008917 о наложении штрафа в размере 20 000 рублей.

По мнению апеллянта действия заинтересованного лица в полной мере соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами административного дела, а выводы суда о том, что деяние имело место в условиях крайней необходимости, противоречат материалам дела.

Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и отказать в удовлетворении требований заявления об отмене постановления от 09.01.2013 №26АА008917 о наложении штрафа в размере 20 000 рублей.

Представитель министерства в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в  отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

            Представитель ГУП СК «Дирекция строящихся дорог» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица – представителя ГУП СК «Дирекция строящихся дорог».

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 05.12.2012 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Кочубеевскому району в ходе проведения повседневной проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги «Ставрополь-Тоннельный-Барсуковская» обнаружен дефект дорожного покрытия проезжей части дороги на 30 км (29 км + 500 м), выразившийся в просадке асфальтобетонного покрытия длиной 1 600 см, шириной 500 см, глубиной 16 см, а также в занижении обочины по отношению к уровню проезжей части на 8 см, что противоречит требованиям пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), пунктам 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

По факту выявленных нарушений 05.12.2012 должностным лицом составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог (т. 1, л.д. 59) и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 57).

По результатам проведенного административного расследования инспектором в отношении министерства дорожного хозяйства Ставропольского края 26.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении № 26 АА 218421. Допущенные нарушения квалифицированы инспектором по статье 12.34 КоАП РФ, как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других сооружений (т. 1, л.д. 99).

Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.01.2013 № 26 АА 008917 министерство признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 104).

Полагая, что указанное постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене, заявитель, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из следующего.

Предоставленные министерством доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о том, что устранение выявленных дефектов дорожного покрытия автомобильной дороги в зимней период привело бы к негативным социально-экономическим последствиям. Закрытие движения по указанному участку дороги, который находится в аварийном состоянии, привело к еще более тяжелым экономическим и социальным последствиям: прерыванию сообщений между населенными пунктами и муниципальными районами, ограничение прав граждан на передвижение по автомобильным дорогам общего пользования, увеличение временных затрат на передвижение автотранспортного средства, что очень актуально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку т.д.

Ремонт дорожного покрытия в указанное время невозможен в силу нарушения технологических требований. Так, несоблюдение технологии (климатические условия) укладки асфальтобетонного покрытия приводит к снижению уровня прочности покрытия ввиду чего, с учетом большой нагрузки от автотранспортных средств, преждевременно разрушается асфальт, образуются проломы, ямы, выбоины, что может повлечь увеличение численности дорожно-транспортных происшествий, привлечение ответственных лиц к административной и уголовной ответственности, дополнительные финансовые затраты для муниципального бюджета, увеличение транспортных расходов и издержек для лиц, пользующихся указанной автомобильной дорогой. При этом министерством были предприняты все необходимые и возможные меры, и в местах разрушения дорожного покрытия была произведена временная заделка инертными материалами.

Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что министерство действовало в условиях крайней необходимости, так как не имело возможности устранить образовавшуюся просадку дорожного полотна в сложившихся погодных условиях и прекратить движение на данном участке автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения, тем самым, избежав нанесения ущерба интересам неопределенного круга лиц - пользователей данной автомобильной дороги, являющейся важным социально-экономическим объектом инфраструктуры. В этой связи лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности. При расследовании административного правонарушения указанные обстоятельства не исследовались и им не дана правовая оценка.

Однако суд первой инстанции не в полной мере учел то, что «05» декабря 2012 года в 16 ч. 45 мин., административным органом, при осуществлении надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, на автодороге «Ставрополь - Тоннельный - Барсуковская» на км 29+500м. был выявлен дефект дорожного покрытия – просадка асфальтобетонного покрытия размерами: длинна - 1600 см, ширина - 500 м см, глубина - 16 см, а так же занижение обочины по отношению к уровню проезжей части на 8 см, что противоречит требованиям, п.п. 13 Основных Положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября №1090), п. 3.1.2, 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принятый постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г № 221), ст. 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах», ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» По данному факту возбуждено административное расследование по ст. 12.34 КоАПРФ.

Руководствуясь требованиями приказа МВД РФ от 08.06.1999г. № 410, административным органом в присутствии 2-х свидетелей был составлен акт выявленных недостатков в состоянии дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 28.1, 28.3, 28.7 КоАП РФ, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и назначению административного расследования.

05.12.2012г. административным органом возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование (от 05.12.2012г. №36862).

С учетом того, что административный орган располагал всеми необходимыми сведениями, им было принято решение о завершении проведения административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении, в отношении юридического лица Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края.

Собранные административным органом доказательства напрямую указывают на вину Министерства дороржного хозяйства Ставропольского края за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения по основаниям, предусмотренным ст. 14, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края являясь исполнительным органом государственной власти, который в соответствии с подпунктом 11 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу n А63-11588/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также