Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу n А63-12807/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

19 ноября 2013 года                                                             Дело № А63-12807/2012                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2013 по делу № А63-12807/2012 (под председательством судьи  Жирновой С.Л.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехПромСнаб» (ИНН 2627022945, ОГРН 1072647002416, 355000, Ставропольский край, Ставрополь г., Маршала Жукова ул., 7)

к администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901, 355035, Ставропольский край, Ставрополь г., К. Маркса проспект, 96),

третьи лица: комитет градостроительства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь,  муниципальное бюджетное учреждение «Ставропольское краевое лесничество», г. Ставрополь, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,

об оспаривании ненормативных правовых актов, связанных с применением законодательства о земле,

при участии в судебном заседании представителя администрации города Ставрополя – Божко О.Н. (доверенность от 29.01.2013 №01/1-16-11), представителя комитет градостроительства администрации города Ставрополя – Водяник И.В. (доверенность от 29.01.2013 №09/2-01/1-274), представителя общества с ограниченной ответственностью «ТехПромСнаб» - Докучаевой М.А. (доверенность от 19.07.2012 № 19-07/12), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ТехПромСнаб» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконными отказа в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022704:312 (в настоящее время кадастровый номер 26:12:022704:494), площадью 18 740 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд Радолицкого, 70, для строительства объектов рекреационно-туристического назначения и возложении на администрацию обязанности в двухнедельный срок принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду и направить обществу проект договора (уточненные требования).

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет), муниципальное бюджетное учреждение «Ставропольское краевое лесничество» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю).

Решением суда от 24.06.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022704:312 (в настоящее время кадастровый номер 26:12:022704:494), площадью 18 740 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд Радолицкого, 70, для строительства объектов рекреационно-туристического назначения. Суд обязал администрацию в двухнедельный срок принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022704:494 (ранее с кадастровым номером 26:12:022704:312), площадью 18 740 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд Радолицкого, 70, для строительства объектов рекреационно-туристического назначения и направить ему проект договора аренды земельного участка. Судебный акт мотивирован тем, что отказ администрации в предоставлении обществу для строительства  объектов рекреационно-туристического назначения спорного земельного участка со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Ставрополе, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 (далее - Правила), испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне городских территорий общего пользования, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку процедура выбора земельного участка начата и завершена до вступления в силу указанных Правил, что свидетельствует о наличии у администрации обязанности принять решение о предоставлении обществу земельного участка.

В апелляционной жалобе администрация просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм материального права. В обоснование жалобы администрация указывает, что утверждение акта выбора земельного участка в силу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не является предоставлением земельного участка в аренду. Для возникновения прав на землю необходимо принятие органом местного самоуправления решение о предоставлении земельного участка в порядке пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Невозможность предоставления обществу спорного земельного участка в аренду обусловлена отнесением его к зоне городских территорий общего пользования.

В целях правильного и всестороннего рассмотрения дела суд апелляционной инстанции определением от 10.10.2013 истребовал у комитета в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выкопировку Генерального плана города Ставрополя (картографический материал) в целях установления обстоятельств отнесения спорного земельного участка к зоне городских территорий общего пользования. Во исполнение указанного определения комитет представил в материалы дела выкопировки из решения Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя», и решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 №98 «Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010-2030 годы», дополнительно пояснив, что спорный земельный участок расположен в зоне Р-1.2 «Восстанавливаемые леса», являющейся рекреационной зоной (городские леса).

Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Представитель комитета поддержал позицию администрации, изложенную в обоснование жалобы.

Представитель общества просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставит без изменения, как законное и обоснованное.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2013 подлежит отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации от 09.08.2010 № 1166-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 26612:022704 с видом разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов рекреационно-туристического назначения с местоположением: г. Ставрополь, проезд Радолицкого, 70 (т. 2, л.д. 24).

19.11.2009 утверждено градостроительное заключение № 1940 (т. 1, л.д. 175­176), составленное по материалам действующего до 2030 года (первая очередь до 2015 года) Генерального плана города Ставрополя и соответствующее его функциональному зонированию.

В целях предоставления земельного участка обществом получены согласования с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 07.09.2010 № 05/11-455зу и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от 24.11.2010 № 548-рег. (т. 1, л.д. 21-22).

Информирование населения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 18 740 кв.м для размещения объектов рекреационно-туристического назначения в г. Ставрополе по проезду Радолицкого, 70 произведено путем публикации сообщения в газете «Вечерний Ставрополь» от 17.09.2010 № 168 (4608) (т. 1, л.д. 23).

10.12.2010 администрацией принято постановление № 3908 об утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2010 № 135 для строительства и согласовании обществу места размещения объектов рекреационно-туристического назначения на земельном участке площадью 18 740 кв.м в г. Ставрополе по проезду Радолицкого, 70 ( т. 1, л.д. 24).

Данным постановлением администрация присвоила земельному участку почтовый адрес: г. Ставрополь, проезд Радолицкого, 70, и разрешила обществу проектирование объектов  рекреационно-туристического  назначения. Обществу предписано принять меры по осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости и обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.

29.12.2010 обществом произведен государственный кадастровый учет объекта недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер 26:12:022704:312, определено его местоположение: г. Ставрополь, проезд Радолицкого, 70, разрешенное использование - для размещения объектов рекреационно-туристического назначения, выполнено проектирование рекреационно-туристического комплекса, проектная документация согласована со всеми заинтересованными инженерно-техническими службами и главным архитектором города Ставрополя (т. 1, л.д. 42-76, 134-137).

16.01.2013 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю решением № 26/301/13-4150 снял с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:12:022704:312 (т. 2, л.д. 55).

17.04.2013 земельный участок вновь поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 26:12:022704:494, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 2, л.д. 88-89).

В целях предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:12:022704:312, площадью 18 740 кв.м по пр. Радолицкого, 70 в аренду для строительства объектов реакционно-туристического назначения общество обратилось в администрацию с соответствующим заявлением.

Уведомлением от 13.06.2012  № 09/2-06/1-2305  администрация отказала обществу в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:022704:312 площадью 18 740 кв.м в г. Ставрополе по проезду Радолицкого, 70 для строительства объектов рекреационно-туристического назначения, указав, что предоставление запрашиваемого земельного участка невозможно, так как в соответствии с Правилами он отнесен  в зоне городских территорий общего пользования, не предусматривающей размещение объектов рекреационно-туристического назначения (т. 1, л.д. 28).

Общество, полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду для строительства объектов рекреационно-туристического назначения, незаконен и нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Процедура выбора земельного участка начата и завершена до вступления в силу Правил, что свидетельствует о наличии у администрации обязанности принять решение о предоставлении земельного участка предпринимателю.

Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу n А15-773/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также