Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А20-1475/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А20-1475/2013 28 октября 2013 года Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей Марченко О.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Физиковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу № А20-1475/2013 (судья Выборнов А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (г. Нальчик, ОГРН 1090721001337) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, третье лицо Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, о взыскании 3 394 169 руб. при участии в судебном заседании представителей: от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике Борчаева Л.Х. по доверенности № 07АА0115715 от 16.01.2013; от Общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» Пшуков Т.Х. по доверенности № 8 от 25.05.2013; от Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики после перерыва Лигидов А.К. по доверенности № 13/5028-1 от 16.11.2012, в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, У С Т А Н О В И Л: общество с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 3 394 169 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по проезду в транспорте общества в период с 01.06.2010 по 30.09.2011. Определением Арбитражного суда КБР от 05.06.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство труда и социального развития КБР (том 1, л.д. 74-75). Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу № А20-1475/20131 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик», г. Нальчик 3 394 169 (три миллиона триста девяносто четыре тысячи сто шестьдесят девять) рублей убытков. В иске к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики отказано. Судебный акт мотивирован тем, что …. Не согласившись с решением суда первой инстанции от 19.07.2013 по делу № А20-1475/2013, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что финансирование предоставленных льгот относится к расходным обязательствам Кабардино-Балкарской Республики. Определением от 27.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 14.10.2013, в котором объявлен перерыв до 21.10.2013. В судебное заседание представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике доводы апелляционной жалобы поддержал, с отзывами общества и Министерств КБР не согласен, просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представители Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики с апелляционной жалобой не согласен, поддержал отзыв на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, о причинах неявки суд не известил, направил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле. Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу № А20-1475/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 № 79-ПП «О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике» в целях реализации прав отдельных категорий граждан, на меры социальной поддержки по обеспечению доступности транспорта общего пользования, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку «Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Законами Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 № 57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» и от 17.08.1996 № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» установлен порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования соответствующим категориям граждан. Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики предписано заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан; ежемесячно осуществлять сверку отчетов транспортных предприятий с базой данных льготной категории граждан министерства; направлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 5-го числа каждого месяца заявку на финансирование расходов транспортных предприятий от предоставления льготного проезда; до 10-го числа каждого месяца представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики отчет о количестве реализованных льготных и бесплатных проездных билетов. Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 №79-ПП «О порядке предоставления бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике» (далее - постановление Правительства КБР №79) на территории Кабардино-Балкарской Республики введен единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, категориям граждан, получающим ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам. Пунктом 9 Постановления Правительства КБР №70ПП от 26.03.2009 «О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в КБР», Министерству финансов КБР поручено ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития КБР средства для компенсации транспортных расходов организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 478 рублей, а за реализованные проездные билеты по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований. Реализация единых социальных проездных билетов за спорный период производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской республики в лице его территориальных управлений. Во исполнение названных нормативных актов между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и ООО «Перевозчик» заключен договор на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 17.07.2010 № 170, где были предусмотрены условия о компенсации истцу расходов от предоставления льгот по проезду (том 1, л.д. 53-55). Кроме того, составлены федеральный и региональный регистры льготников. Доля общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» в городских перевозках определена на основании «Соглашения о распределении денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием «Троллейбусное управление», муниципальным унитарным предприятием «НальчикАвтобусТранс», обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» от продажи ЕСПБ за провоз льготных категорий пассажиров» составила на указанный период 9%. В соответствии с условиями договора общество осуществляло перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры. За период с июля 2010 по сентябрь 2011 года Департаментом труда и социального развития гор. Нальчика льготным гражданам было реализовано 110717 социальных билетов, что не оспаривается сторонами. Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 14.05.2010 №243 стоимость одного проездного билета для льготных категорий граждан на два вида транспорта (автобус, троллейбус) установлена в размере 722 руб. Сумма расходов ООО «Перевозчик» за период с 01.06.2010 по 30.09.2011 составила 7 194 390 руб. (110717 х 722 руб. х 9% = 7194390руб.). При приобретении ЕСПБ льготными категориями граждан оплачено 996 453 руб. (110 717 х 100 руб. х 9% = 996 453 руб.). Министерством труда и социального развития КБР приняты к возмещению в соответствии с представленными счетами расходы в сумме 2 803 768 руб. Таким образом, общество предоставило льготы отдельным категориям граждан на сумму 3394169 руб. Общество, считая, что убытки, связанные с предоставлением льгот по проезду в полном объеме не возмещены, обратилось в суд с иском о взыскании 3 394 169 руб. (7 194 390 руб. - 996 453 руб. - 2 803 768 руб.). Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме. Правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства. В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по определенным маршрутам в городском сообщении. Судом первой инстанции установлено, что в период с 01.07.2010 по 30.09.2011 гг. общество оказывало услуги по перевозке гражданам, включенным в федеральный и региональный регистры льготников. Факт оказания услуг на общую сумму 7 194 390 руб. ответчиком не оспаривается. Не опровергаются материалами дела ни реестры граждан, имеющих право на льготы и включенных в федеральный и региональные регистры, ни размер выпадающих доходов общества с учетом частичной компенсации из бюджета республики и гражданами. Следовательно, поскольку возникшие правоотношения между обществом, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации невозмещенные расходы в сумме 3 394 169 руб. являются реальным ущербом, которые подлежат компенсации из федерального бюджета, поскольку денежные средства на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций не выделялись. Доказательств обратно, представителем Министерства финансов РФ не представлено. Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9621/10 и № 17828/10, в которых указано, что компенсация затрат транспортным коммерческим организациям, осуществляющим льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. На необходимость компенсации из федерального бюджета непокрытых расходов предприятий, оказывающих льготные услуги в соответствии с федеральными законами, указывалось ранее в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Условием такой компенсации является недостаточность денежных средств, выделенных на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций. В постановлениях № № 9621/10 и № 17828/10 также указано, что одновременно с отменой льгот по проезду отдельным категориям граждан Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А63-8647/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|