Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А20-1475/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                   Дело  №А20-1475/2013

28 октября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Казаковой Г.В.,

судей Марченко О.В., Сомова Е.Г.,

при   ведении   протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Физиковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу  № А20-1475/2013 (судья Выборнов А.В.)

по иску  общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (г. Нальчик, ОГРН 1090721001337)  

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, 

третье лицо Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик,

о взыскании 3 394 169 руб.

при участии в судебном заседании представителей:

от  Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике Борчаева Л.Х. по доверенности № 07АА0115715 от 16.01.2013;

от Общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» Пшуков Т.Х. по доверенности № 8 от 25.05.2013;

от Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики после перерыва Лигидов А.К. по доверенности № 13/5028-1 от 16.11.2012,  

в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 3 394 169 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по проезду в транспорте общества в период с 01.06.2010 по 30.09.2011.

Определением Арбитражного суда КБР от 05.06.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство труда и социального развития КБР (том 1, л.д. 74-75).

Решением  Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу  № А20-1475/20131 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик», г. Нальчик 3 394 169 (три миллиона триста девяносто четыре тысячи сто шестьдесят девять) рублей убытков. В иске к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ….

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 19.07.2013 по делу № А20-1475/2013, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что финансирование предоставленных льгот относится к расходным обязательствам Кабардино-Балкарской Республики.

Определением от 27.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 14.10.2013, в котором объявлен перерыв до 21.10.2013.

В судебное заседание представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике доводы апелляционной жалобы поддержал, с отзывами общества и Министерств КБР не согласен, просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.  

Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики с апелляционной жалобой не согласен, поддержал отзыв на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, о причинах неявки суд не известил, направил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу № А20-1475/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 № 79-ПП «О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике» в целях реализации прав отдельных категорий граждан, на меры социальной поддержки по обеспечению доступности транспорта общего пользования, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку «Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Законами Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 № 57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» и от 17.08.1996 № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» установлен порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования соответствующим категориям граждан. Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики предписано заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан; ежемесячно осуществлять сверку отчетов транспортных предприятий с базой данных льготной категории граждан министерства; направлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 5-го числа каждого месяца заявку на финансирование расходов транспортных предприятий от предоставления льготного проезда; до 10-го числа каждого месяца представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики отчет о количестве реализованных льготных и бесплатных проездных билетов.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 №79-ПП «О порядке предоставления бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике» (далее - постановление Правительства КБР №79) на территории Кабардино-Балкарской Республики введен единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, категориям граждан, получающим ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам.

Пунктом 9 Постановления Правительства КБР №70ПП от 26.03.2009 «О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в КБР», Министерству финансов КБР поручено ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития КБР средства для компенсации транспортных расходов организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 478 рублей, а за реализованные проездные билеты по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований.

Реализация единых социальных проездных билетов за спорный период производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской республики в лице его территориальных управлений.

Во исполнение названных нормативных актов между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и ООО «Перевозчик» заключен договор на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 17.07.2010 № 170,  где были предусмотрены условия о компенсации истцу расходов от предоставления льгот по проезду (том 1, л.д. 53-55).

Кроме того, составлены федеральный и региональный регистры льготников.

Доля общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» в городских перевозках определена на основании «Соглашения о распределении денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием «Троллейбусное управление»,    муниципальным    унитарным    предприятием    «НальчикАвтобусТранс», обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» от продажи ЕСПБ за провоз льготных категорий пассажиров» составила на указанный период 9%.

В соответствии с условиями договора общество осуществляло перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.

За период с июля 2010 по сентябрь 2011 года Департаментом труда и социального развития гор. Нальчика льготным гражданам было реализовано 110717 социальных билетов, что не оспаривается сторонами.

Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 14.05.2010 №243 стоимость одного проездного билета для льготных категорий граждан на два вида транспорта (автобус, троллейбус) установлена в размере 722 руб.

Сумма расходов ООО «Перевозчик» за период с 01.06.2010 по 30.09.2011 составила 7 194 390 руб. (110717 х 722 руб. х 9% = 7194390руб.).

При приобретении ЕСПБ льготными категориями граждан оплачено 996 453 руб. (110 717 х 100 руб. х 9% = 996 453 руб.).

Министерством труда и социального развития КБР приняты к возмещению в соответствии с представленными счетами расходы в сумме 2 803 768 руб.

Таким образом, общество предоставило льготы отдельным категориям граждан на сумму 3394169 руб.

Общество, считая, что убытки, связанные с предоставлением льгот по проезду в полном объеме не возмещены, обратилось в суд с иском о взыскании 3 394 169 руб. (7 194 390 руб. - 996 453 руб. - 2 803 768 руб.).

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме. Правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.  

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по определенным маршрутам в городском сообщении.

Судом первой инстанции установлено, что в период с 01.07.2010 по 30.09.2011  гг. общество оказывало услуги по перевозке гражданам, включенным в федеральный и региональный регистры льготников.

Факт оказания услуг на общую сумму 7 194 390 руб. ответчиком не оспаривается.

Не опровергаются материалами дела ни реестры граждан, имеющих право на льготы и включенных в федеральный и региональные регистры, ни размер выпадающих доходов общества с учетом частичной компенсации из бюджета республики и гражданами.

Следовательно, поскольку возникшие правоотношения между обществом, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным, в  соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации невозмещенные расходы в сумме 3 394 169 руб. являются реальным ущербом, которые подлежат компенсации из федерального бюджета, поскольку денежные средства на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций не выделялись.

Доказательств обратно, представителем Министерства финансов РФ не представлено.

Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9621/10 и № 17828/10, в которых указано, что компенсация затрат транспортным коммерческим организациям, осуществляющим льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

На необходимость компенсации из федерального бюджета непокрытых расходов предприятий, оказывающих льготные услуги в соответствии с федеральными законами, указывалось ранее в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Условием такой компенсации является недостаточность денежных средств, выделенных на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций.

В постановлениях № № 9621/10 и № 17828/10 также указано, что одновременно с отменой льгот по проезду отдельным категориям граждан Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А63-8647/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также