Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу n А63-6646/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                       Дело № А63-6646/2013

23 октября 2013 года                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания             Карповой Д.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2013 по делу № А63-6646/2013 в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1037700013020) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600293196, об обязании возвратить ошибочно уплаченные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 201 074 руб. 38 коп. (судья Андреева А.А.), при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю – Ярмолчи Н.И., доверенность №14 от 04.06.2013, Кожевиной Е.Г., доверенность №20 от 11.10.2013; от Центрального банка Российской Федерации – Дудровой О.С., доверенность от 25.05.2012,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – банк) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю (далее – управление) об обязании управления осуществить действия по возврату из федерального бюджета в пользу банка ошибочно уплаченной суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части платы за размещение отходов производства и потребления) за период со 2 квартала 2010 года по 1 квартал 2013 года в размере 201 074 руб. 38 коп.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением от 15.08.2013 суд обязал управление осуществить действия по возврату из федерального бюджета в пользу банка ошибочно уплаченной суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части платы за размещение отходов производства и потребления) за период со 2 квартала 2010 года по 1 квартал 2013 года в размере 201 074 руб. 38 коп.

Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить,  принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что действующее законодательство содержит указание о том, что плата за размещение отходов взимается с собственника.

Банк представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представителями управления была представлены документы о реорганизации Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю.

Рассмотрев представлены документы, суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести замену Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю по делу на его правопреемника – Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители управления просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель банка просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Из материалов дела следует, что 12.03.2013 банк обратился в управление о возврате излишне уплаченных в 2010-2012 годах платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). В обоснование заявления банк указал, что Главное управление не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах, в связи с чем у Главного управления отсутствует обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В ответе от 09.04.2013 № 02-18/1273 управление отказало банку в возврате ошибочно уплаченных платежей, сославшись на непредставление договоров со специализированными организациями на транспортировку и размещение отходов, в которых предусмотрен переход прав собственности на отходы к специализированным организациям.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения банка в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования банка, исходя из следующего.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что негативным воздействием на окружающую среду, является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборочные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие вредные воздействия (шум, вибрация и другое).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей природе не налогом, а фискальным сбором.

После принятия Конституционным Судом Российской Федерации Определения N 284-О в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета (ст. 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации). Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Налоговом кодексе Российской Федерации названы лишь виды сборов, соответствующие приведенному выше определению - в силу пункта 3 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это предусмотрено указанным Кодексом.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает иные обязательные публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых - платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Судом установлено, что банк действует на основании ст. 75 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» и относится к органам государственной власти.

Указанные подразделения Банка России осуществляют только накопление отходов, то есть их временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Функции Банка России на территории Ставропольского края реализуют Главное управление и подведомственные ему расчетно-кассовые центры. Основными видами деятельности Главного управления в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 № 46-П являются: деятельность по проведению единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций; организация валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков Ставропольского края. Пансионат «Кисловодск» Главного управления является структурным подразделением Банка России, которое осуществляет организацию отдыха сотрудников Банка России.

Доказательств осуществления банком специализированной деятельности по размещению отходов, равно как и оказания им в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности какого-либо иного вредного воздействия на окружающую среду (по смыслу Федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), в материалы дела не представлено.

Также судом установлено, что вывоз и размещение твердых бытовых отходов (отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности, мелкие бытовые отходы, образующиеся в ходе жизнедеятельности персонала) с территории Главного управления осуществляет ООО «Вита-В» по договору № 81884 от 16.07.2012 (ранее - ООО «САХ» по договору №81884 от 09.12.2009). Обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов осуществляет ООО «Регион-Ресурс» по договору №8/ОП от 17.03.2011 (ранее - ООО «Эколог» по договору №8/25 от 22.01.2007) и ЗАО «Волжский регенератно-шиноремонтный завод» по договору №56-Ш708 от 21.10.2008.

С территории

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу n А63-1125/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также