Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2013 по делу n А63-4840/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки                                                                                    Дело №А63-4840/2013

14 октября 2013 года                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза им. Ворошилова и Отдела Министерства внутренних дел России по Труновскому району на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2013 по делу № А63-4840/2013 (судья Русанова В.Г.),

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза им. Ворошилова (с. Безопасное, ОГРН 1022603028436)

к Отделу Министерства внутренних дел России по Труновскому району Ставропольского края (с. Донское, ОГРН 1022603020516)

о признании недействительным предписания от 15.04.2013 № 21 в части, обязывающей кооператив в срок до 15 мая 2013 года обеспечить оснащение находящихся у кооператива в эксплуатации транспортных средств для перевозки грузов (пассажиров) техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), а также запрета выпуска на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности от 10.09.2013 Черненко П.Л.,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

 

сельскохозяйственный производственный кооператив колхоза им. Ворошилова (далее  – заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел России по Труновскому району Ставропольского края (далее – заинтересованное лицо, отдел) о признании недействительным предписания от 15.04.2013 № 21 в части, обязывающей кооператив в срок до 15 мая 2013 года обеспечить оснащение находящихся у кооператива в эксплуатации транспортных средств для перевозки грузов (пассажиров) техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), а также запрета выпуска на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2013 заявление удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание является некорректным. Оно не содержит перечень транспортных средств, на которых должны быть установлены тахографы. Условием выдачи законного предписания является его исполнимость. Доставка товаров в адрес кооператива не является некоммерческой перевозкой.

Не согласившись с решением, кооператив подал апелляционную жалобу, в которой просило изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что транспортные средства обеспечивают личные нужды кооператива, поэтому тахографы на них не должны устанавливаться.

Отдел также подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В жалобе апеллянт указывает, что предписание исполнено. Требования предписания кооперативом исполнены. Все транспортные средства должны быть оснащены тахографами независимо от целей использования.

В отзыве на апелляционную жалобу кооператив просит оставить апелляционную жалобу отдела без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.

До начала рассмотрения апелляционной жалобы от отдела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заинтересованное лицо о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилось, представителей не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их  отсутствие.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.04.2013 в 09 часов 00 минут инспектором отдела произведена проверка транспортного средства КАМАЗ-35103 (государственный номер 0930 КМ 26) под управлением работника кооператива Раковского А.М.

В ходе проверки установлено, что транспортное средство категории М 3 не оснащено тахографом, что зафиксировано в протоколе 26 ПМ 034886.

В этот же день заявителю выдано предписание №21 о необходимости в срок до 15.05.2013 обеспечить оснащение техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами) всех эксплуатируемых транспортных средств кооператива и запретить выпуск на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами.

Считая, что предписание является незаконным, кооператив обратился  в суд с настоящим заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности предписания ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Положение пункта 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ об оснащении транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами) подлежит применению с 01.01.2013 (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 78-ФЗ от 14.06.2012).

Статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) регламентировано, что документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) является технический регламент.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 10.09.2009 в соответствии с Законом № 184-ФЗ утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №  720 от 10.09.2009 (далее – Технический регламент).

Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).

На основании пункта 2 Технического регламента к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, отнесены, среди прочего, колесные транспортные средства категории М, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

Из пункта 1.1 приложения № 1 к Техническому регламенту Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие указанного регламента, следует, что к категории М относятся транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров (пункт 2.1), при этом к категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн. В примечании указано, что транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории М.

В соответствии с пунктом 8 (1) Технического регламента транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.

Тахограф - это контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

Основной целью установки тахографов является безопасность людей, а также обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства.

Во исполнение пункта 8 (1) Технического регламента Министерством транспорта Российской Федерации Приказом № 319 от 14.12.2011 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Согласно пункту 20 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 №1240 (далее –Наставление) контроль за соблюдением юридическими лицами требований нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования осуществляется посредством проведения, в том числе плановых и внеплановых проверок, контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний. При плановых проверках контролируются реализация мероприятий по предупреждению    ДТП    и    снижению    тяжести    их    последствий,    повышению профессионального мастерства водительского состава и иных требований в соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, организация учета ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, предусмотренного Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, соблюдение требований Правил 91 перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, соблюдение требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, соответствие технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию, требованиям нормативных правовых актов, (пункт 22.2 Наставления).

В случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание, (пункт 25 Наставления).

Судом первой инстанции установлено, что в своей производственной деятельности общество использует, принадлежащие ему транспортные средства категории М3, в том числе КАМАЗ-35103, на котором отсутствует тахограф.

Из устава кооператива следует, что он занимается коммерческой деятельностью, предметом которой является производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Поскольку материалами дела установлено, что транспортное средство категории М3 зарегистрировано за кооперативом, целями деятельности которого являются коммерческие цели, то оснований для того, чтобы считать, что в момент проведения проверки транспортное средство  использовалась в иных, личных целях у суда апелляционной инстанции не имеется.

Кооператив в жалобе, указывая на некоммерческий характер перевозок, не представил доказательств в подтверждение этому доводу, не указал, какие конкретно личные нужды обеспечивались при этой перевозке.

С учетом того, что иных целей перевозки, кроме как предусмотренных уставом заявителя, из материалов дела не усматривается, то суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проверка отделом осуществилась в период коммерческой перевозки, а поэтому транспортное средство должно быть оснащено тахографом в силу пункта 8 (1) Технического регламента.

Доводы апелляционной жалобы кооператива сводятся к тому, что он считает коммерческую перевозку, указанную в пункте 8 (1) Технического регламента, с перевозкой, урегулированной положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не учитывая цели (направленности) Технического регламента - обеспечение безопасности колесных транспортных средств, в частности, при их эксплуатации, в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц.

Перевозка работников и грузов для собственных нужд

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2013 по делу n А61-586/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также