Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2013 по делу n А20-2090/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки                                                                                           

07  октября   2013  года                                                                          Дело № А20-2090/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября  2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября  2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жукова Е.В.,

судей:  Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Карповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов  Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2013  по делу № А20-2090/2013                                    

по иску общества с ограниченной ответственностью «Урванское дорожное ремонтно-строительное управление» (ОГРН 1120724000187, ИНН 0724002179)

к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1120725003101, ИНН 0725010542),

Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики

о взыскании 3 319 770 рублей 38 копеек,

встречное исковое заявление Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики

к обществу с ограниченной ответственностью «Урванское дорожное ремонтно-строительное управление»

о взыскании 1 118 631 рубля 31 копейки и расторжении государственного контракта  (судья Ф.А. Цыраева), 

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных  о времени и месте судебного разбирательства,

   

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Урванское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд  Кабардино-Балкарской Республики с иском к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по жилищно-коммунальному хозяйству (далее – ответчик, комитет) и Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской  Республики о взыскании в солидарном порядке с ответчиков 3 319 770 рублей 38 копеек  задолженности за выполненные работы по замене ветхих водопроводных сетей и водонапорной башни в Черекском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с государственным контрактом № 12/РЦП-11 от 04.09.2012  (далее – соответчик, министерство, Минфин КБР) (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса России).

В последующем ответчик уточнил исковые требования и просил взыскать спорную сумму с надлежащего ответчика.

Определением суда первой инстанции от 11.06.2013  Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики признано процессуальным правопреемником Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по жилищно-коммунальному хозяйству.

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной  политики Кабардино-Балкарской Республики обратилось со встречным исковым  заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Урванское дорожное ремонтно-строительное управление» 1 118 631 рубля 31 копейки неустойки за период с 25.10.2012 по 19.02.2013 за нарушение срока окончания работ по государственному контракту № РЦП-11 от 04.09.2012 и расторжении государственного контракта № РЦП-11 от 04.09.2012.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 22.05.2013 по делу № А20-3720/2012  первоначальные исковые  требования   ООО  «Урванское дорожное ремонтно-строительное управление» удовлетворены частично.

С Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов  Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики  взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью «Урванское дорожное  ремонтно-строительное управление» 3 319 770 руб. 38 коп.  долга.

В иске к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и  тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики  отказано.

По встречному иску с  общества с ограниченной ответственностью «Урванское дорожное ремонтно-строительное управление» в пользу Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики  взыскана неустойка в размере  40 561 руб.  В остальной части в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 10.07.2013  по делу № А20-2090/2013,  Министерство финансов  Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции в части взыскания денежных средств с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерство финансов  Кабардино-Балкарской Республики отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы апеллянт ссылается  на то, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, кроме того, при принятии решения судом нарушены нормы материального права.

Как указывает заявитель,  государственный контракт № РЦП-11 от 04.09.2012 является двухсторонней сделкой, должником по обязательствам, вытекающим из спорного контракта, является Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики КБР.

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики КБР является участником бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом КБР №11-РЗ от 07.02.2011  «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике», и, соответственно, главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию его функций, и может представлять интересы Кабардино-Балкарской Республики по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов.

Апеллянт считает, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что ответчиком по данному делу является публично-правовое образование, а не орган, который выступает от его имени. При заключении государственного контракта Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по жилищно-коммунальному хозяйству (правопредшественник Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики) действовал от имени и в интересах Кабардино-Балкарской Республики. Министерство финансов КБР считает, что при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, и на основании статей 125 и 126 ГК РФ должником является само публично-правовое образование в лице государственных органов, заключивших государственные контракты.

Министерство финансов КБР исходит из того, что согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В Приложении № 8 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2012 год»  к Закону Кабардино-Балкарской Республики  № 129-РЗ от 30.12.2011   (ред. от 14.12.2012) "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" указаны все главные распорядители бюджетных средств республиканского бюджета, в том числе и Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики КБР.

Как указывает заявитель, приказом Министерства финансов КБР № 67  от 15.07.2011 утвержден Порядок Перечня главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее -Перечень). Согласно вышеуказанному Перечню Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики КБР - главный распорядитель бюджетных средств.

В отзыве на апелляционную жалобу  Министерство энергетики, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просило отказать в удовлетворении  апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещенные  о времени и месте судебного разбирательства, не явились, явку представителей не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их  отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 10.07.2013 по делу №А20-2090/2013  проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от  10.07.2013 по делу № А20-2090/2013 в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, государственный комитет Кабардино-Балкарской  Республики по жилищно-коммунальному хозяйству Кабардино-Балкарской Республики (заказчик) (правопредшественник Министерства энергетики, жилищно-коммунального  хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт   № 12/РЦП-11 от 04.09.2012,  по условиям которого в рамках реализации республиканской целевой программы  «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на 2011-2015 годы» подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов работу по замене ветхих водопроводных  сетей и водонапорной башни в Черекском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики, а заказчик обязался принять работы и оплатить их стоимость в соответствии  с условиями контракта (пункт 1.1 контракта) (т.1, л.д. 39-45).

Техническим заданием (приложение № 1 к контракту) сроки выполнения работы установлены в течение 50 календарных дней с момента заключения контракта (т.1, .д. 46-49).

Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ составляет в текущих ценах            3 482 500 рублей 22 копейки.

В пункте 2.4 контракта предусмотрено, что расчеты за выполненные работы осуществляются согласно актам о приемке выполненных работ, оформленным по унифицированной форме КС-2, и справкам о стоимости выполненных работ и затрат по  форме КС-3.

Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что ежемесячно до 25-го числа отчетного месяца подрядчик представляет заказчику акты о приемке выполненных работ,  оформленные по форме КС-2, и справку о стоимости выполненных работ и затрат по  форме КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение, и необходимые для оплаты счета-фактуры.

 Оплата выполненных работ предусмотрена по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на банковский счет подрядчика.

Окончательный расчет предусмотрен в срок до 31.12.2012 (пункты 2.6 и 2.7 контракта).

Финансирование работ предусмотрено из республиканского бюджета (пункт 1.5 контракта).

В пункте 6.7 контракта предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение сроков окончания работ в виде уплаты заказчику пени в размере 0,25% от общей цены контракта за каждый день просрочки.

Согласно пункту 8.1 контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31.12.2012.

Общество выполнило предусмотренные государственным контрактом работы, что подтверждается актами формы КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и  затрат формы КС-3 от 22.10.2012 на сумму 534 776 рублей 19 копеек; от 22.10.2012 на сумму 351 541 рубль 94 копеек; от 22.10.2012 на сумму 1 172 808 рублей 36 копеек; № 1 от 19.02.2013  на сумму 372 046 рублей 35 копеек;  № 2 от 19.02.2013  на сумму 888 597  рублей 54 копеек, которые подписаны со стороны заказчика без замечаний по объему и качеству выполненных работ (т. 1, л.д. 40-43, 45-49, 51-57 71-82). Общая стоимость выполненных работ составила 3 319 770 рублей 38 копеек.

Для оплаты выполненных работ обществом выставлены счета-фактуры от 22.10.2012 № 00000126, 00000123, 00000125 (т. 1, л.д. 44,50, 58).

Уклонение Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики от оплаты стоимости выполненных работ послужило основанием для обращения общества с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

Суд  первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

В силу статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ,  принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2013 по делу n А63-2652/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также