Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу n А22-1389/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки                                                                          

04 октября 2013 года                                                                                        Дело № А22-1389/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Казаковой Г.В.,

судей: Марченко О.В., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Физиковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу № А22-1389/2013 (судья Конторова Д.Г.)

по заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия  (г. Элиста, ОГРН 1090816005587)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (г. Элиста, ОГРН 1040872150406),

третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

с участием представителя  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П. по доверенности № 03-06 от 09.01.2013, в отсутствие представителей других лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее – Управление Росреестра), третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: Водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного южнее пос. Гашун.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу № А22-1389/2013 заявление Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Калмыкия, оформленный сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: Водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенное южнее поселка Гашун, не соответствующим пункту 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Калмыкия обязано произвести государственную регистрацию право собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: Водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного южнее пос. Гашун.

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 22.07.2013 по делу № А22-1389/20135.03.2013, Управление Росреестра обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. Судом не учтено, что на момент ввода объекта в эксплуатацию отсутствовали документы о предоставлении земельного участка для строительства объекта.

Определением суда от 16.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 30.09.2013.

В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы  поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представители Министерства и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. Представители направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей Министерства и третьего лица.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу № А22-1389/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

07.02.2013 Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости: Водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс) с предоставлением документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта сооружения (том 1, л.д. 58-60,61, 62-63).

26.02.2013 управлением было направлено министерству уведомление о приостановлении   государственной   регистрации  до 25.03.2013 в связи отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречиях в других документах, которые подлежали устранению в указанный срок (том 1, л.д.10).

В установленный срок Министерством устранены все выявленные противоречия в документах и представлено свидетельство о праве на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости.

Сообщением от 25.03.2013 № 07/003/2013-341 Управление отказало Министерству в регистрации права собственности на объект недвижимости «Водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс) с кадастровым номером 08:13:190201:117, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, южнее поселка Гашун, на земельном участке площадью 26961 кв.м  с кадастровым номером 08:13:190201:118, на  основании подпункта 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122- ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (том 1, л.д. 8-9).

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, считая решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В  пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов  местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Согласно статье 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В статье 17 Закона о регистрации содержится перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым в частности относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. При этом установлена недопустимость истребования у заявителя дополнительных документов, за исключение предусмотренных данным Законом.

В силу статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на регистрацию, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации).

Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о регистрации (в редакции до 23.07.2013), в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

К таким документам относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который Министерством был представлен Управлению.

Как видно из оспариваемого сообщения управления об отказе в государственной регистрации от 25.03.2013 № 07/003/2013-341, отказ мотивирован тем, что ответ органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 12 пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).

Материалами дела подтверждается, что Управлению представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на земельный участок площадью 26 961 кв. м с кадастровым номером 08:13:190201:118 под водопроводным сооружением, расположенным в  0,5 км на юго-восток от поселка  Гашун Яшкульского района, выданного 26.02.2013 за № 08 РК 298323 Управлением и подтверждающим регистрацию права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.02.2013 за № 08-08-07/003/013-338 (том 1, л.д. 29).

Таким образом, отказывая в регистрации права на объект недвижимого имущества, управление располагало сведениями о праве собственности Республики Калмыкия на земельный участок площадью 26 961 кв.м, расположенного в Яшкульском районе, в 0,5 км на юго-восток от пос. Гашун.

При этом Управление, ссылаясь в сообщении от 25.03.2013 на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок и указывая на получение из Администрации Яшкульского районного муниципального образования копии  распоряжения от 13.11.2007 №429 и

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу n А20-1572/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также