Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу n А15-777/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А15-777/2013 

25 сентября 2013 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 г.,

Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2013 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2013 по делу № А15-777/2013  (судья Тагирова З.Т.)

по  заявлению администрации сельского поселения «село Мискинджа» о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе от 15.03.2013 №131-19-13 о наложении штрафа.

при участии  в судебном заседании:

от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе: Зангаров М.Ш. по доверенности от 23.09.2013.

от администрации сельского поселения «село Мискинджа»: глава администрации Алиев З.А. по удостоверению № 5 и представитель Вердиханов Р.И. по удостоверению от 09.01.2013 № 005.

УСТАНОВИЛ:

администрация сельского поселения «село Мискинджа» Докузпаринского района (с учетом уточнения к заявлению от 25.04.2013) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Ахтынском районе (далее - отдел управления, административный орган) от 15.03.2013 №131-19-13 о наложении штрафа по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 250 000 рублей.

Решением суда от 28 июня 2013 года постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Ахтынском районе от 15 марта 2013 года №131 -19-13 о наложении на администрацию сельского поселения «село Мискинджа» по статье 8.2 КоАП РФ штрафа в размере 250 000 рублей признано незаконным и отменено полностью.

Решение мотивированно нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, выразившегося в отсутствии надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.  

Не согласившись с принятым решением, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что проверка проведена в отсутствии законного представителя администрации. Представитель администрации был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении о чем свидетельствует аудио и видео запись.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Администрация сельского поселения «село Мискинджа» представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2013 по делу № А15-777/2013, следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что гражданка Магомедова Д.Б., работающая в филиале ФБУЗ ЦГ и Э по РД, обратилась с жалобой в ТО Управления Роспотребнадзора по РД В Ахтынском районе, ссылаясь на то, что на территории села Мискинджи в основном не установлены контейнера, с территории села не организован своевременный вывоз отходов. Рассмотрев заявление начальника отдела Касимова А.С. от 15.02.2013 о проведении внеплановой проверки с 21.03.2013 по 20.03.2013 в администрации сел.Мискинджа Докузпаринского района, прокурор Докузпаринского района 15.02.2013 принял решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Начальник отдела управления издал распоряжение от 15.02.2013 №13-19-008 о проведении в отношении администрации сельского поселения «село Мискинджа» Докузпаринского района внеплановой проверки с 21.02.2013 по 20.03.2013 с целью государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Копия этого распоряжения 19.02.2013 вручена и.о. администрации Алиеву З.А. и направлена по почте и вручена администрации 25.02.22013.

Из акта проверки от 28.02.2013 №035-19-13, составленного в 28.02.2013 в 14 час.00

мин., видно, что на основании распоряжения от 15.02.2013 №13-19-008 начальником отдела Касимовым А.С. в присутствии главы администрации Алиева З.А., Вердиханова

Н.Н. с 27.02.2013 с 14 час.10 мин. по 16 час.30 мин по 28.02.2013 с 10 час.00 мин. по 4 час. 00 мин. проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации сельского поселения «село Мискинджа». В данном акте сделана начальником отдела управления запись о том, что и.о. главы администрации Алиев З.А. ознакомился с актом проверки, от получения копии и от всех подписей отказался.

Результаты проверки отражены в названном выше акте, подписанным специалистом Вердихановым Н.Н., и установлено следующее:

В селе Мискинджа сбор, размещение и накопление твердых бытовых отходов проводится с нарушением санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления и производства; отсутствует генеральная схема санитарной очистки территории; на территории села не устроены специальные площадки под размещение контейнеров для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов; контейнеры для сбора мусора установлены на земле, территория вокруг них не убирается, сами мусосборники не промываются с кратностью не мене 1 раз в 10 дней; до сведения населения в доступной форме не доводится информация о графике выезда транспорта для вывоза мусора с мест их сбора или подворий; отсутствует утвержденный график вывоза мусора с территории поселения; твердые бытовые отходы складируются, накапливаются, размещаются на стихийных свалках, образовавшихся по территории села на берегу, протекающей по центру села речки, на участке возле трассы «Магарамкент - Рутул», напротив автостоянки, на склонах холмов возле спуска по трассе «Магарамкент-Рутул», по обе стороны от моста над речкой, по обе стороны и вверх по холму от родника «Лекьер-булах»; периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории села не согласована с санитарно-эпидемиологической службой; территория села не убирается, что является нарушением пунктов 1,2, 2.2.1, 2.2.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; нарушаются водоохранные зоны ввиду выброса мусора в пойму и в воды, протекающие по селу речки, что является нарушением пункта 4.1.3 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; отсутствует программа производственного контроля при обращении с твердыми бытовыми отходами, что является нарушением пункта 2.6 СанПина 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

28.02.2013 начальник отдела управления на основании указанного выше акта проверки составил протокол об административном правонарушении №099-19-13 в отношении администрации по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Извещением от 28.02.2013, направленным вместе с протоколом об административным правонарушением от 28.02.2013 и врученным заявителю 12.03.2013, отдел сообщил администрации о рассмотрении протокола об административном правонарушении №099­19-13 от 28.02.2013 в 15 час.10 мин. 15.03.2013.

15.03.2013 начальник отдела управления в отсутствие представителя заявителя вынес постановление №131 -19-13 о признании администрации сельского поселения «село Мискинджи» виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. Указанное постановление заказным письмом с уведомлением о вручении административный орган направил по почте администрации и вручено последней 25.03.2013.

Не согласившись с постановлением отдела от 15.03.2013 №131-19-13, заявитель 02.04.2013 оспорил его в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из представленных заявителем по делу договора №1 от 10.01.2012 (действует и на 2013 год), заключенного администрацией с МУП «УКХ и С» Докузпаринского района, и договора аренды автотранспортного средства от 01.04.2012 (со сроком действия до 01.04.2013), заключенного администрацией с гражданином Халиловым Н.Б., следует, что вывозом мусора, грунта, вторсырья, проведением земляных работ на объектах, относящихся к 1У-У категории опасности, на территории муниципального образования села Мискинджа, занимается МУП «УКХ и С» и гражданин Халилов Н.Б.

Отделом управления не осуществлена проверка деятельности названных выше лиц по соблюдению ими экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и в материалах административного дела такие доказательства отсутствуют.

Административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения администрации к административной ответственности, влекущие отмену оспариваемого постановления.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу n А20-3905/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также