Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу n А63-3703/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А63-3703/2013

19 сентября 2013 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 г.

Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Новоалександровский элеватор» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2013 по делу А63-3703/2013 (судья Быкодорова Л.В.)

по заявлению открытого акционерного общества Новоалександровский элеватор» (г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26, ИНН: 2615000320, ОГРН: 1022602821284)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. Ленина, 2634003887, ОГРН: 1022601989508)

о признании недействительным постановления от 27.03.2013 №50 о привлечении к административной ответственности по пункту 6 части 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

при участии  в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю – Томиленко С.Ю. по доверенности от 09.01.2013 № 03/13.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Новоалександровский элеватор», (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее -заинтересованное лицо, управление) об отмене постановления от 27.03.2013 № 50 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Новоалександровский элеватор».

Решением суда от 14 июня 2013 года требования открытого акционерного общества «Новоалександровский элеватор», г.Новоалександровск, ОГРН 1022602821284, ИНН 2615000320 , оставлено без удовлетворения.

Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.  

Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество «Новоалександровский элеватор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что при назначении административного штрафа Ставропольским УФАС России не были учтены смягчающие обстоятельства. Штраф за указанное правонарушение должен был исчисляться исходя только из выручки за оказание услуг по хранению зерна.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2013 по делу А63-3703/2013, следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012 год и на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13.06.2012 года № 506 была проведена проверка в отношении ОАО «Новоалександровский элеватор».По результатам проверки 17.07.2012 года был составлен Акт № 385.

Основным видом деятельности ОАО «Новоалександровский элеватор» является приемка, хранение, сушка, очистка и отгрузка зерна.

В соответствии с приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14.10.2002 года № 142 (изм. от 28.01.2009 года № 19, от 06.10.2009 года № 639, от 15.06.2010 года № 367, от 04.10.2011 года № 867/26) ОАО «Новоалександровский элеватор» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50% на рынке «Услуг по хранению зерна» в границах Новоалександровского района Ставропольского края и долей более 35% на рынке «Услуг по хранению зерна» в границах Изобильненского района Ставропольского края.

Таким образом, ОАО «Новоалександровский элеватор» занимает доминирующее положение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 16.2 устава ОАО «Новоалександровский элеватор», порядок заключения договоров и утверждение расценок на услуги по приемке, хранению и отпуску зерновых культур отнесены к компетенции Генерального директора, который издает соответствующие приказы об утверждении расценок.

В ряде случаев обществом при заключении договоров допускалось установление различных расценок на одни и те же услуги, что подтверждается материалами дела.

Заключение договоров с контрагентами на разных условиях приводит к ограничению конкуренции между клиентами ОАО «Новоалександровский элеватор», создавая для некоторых из них конкурентные преимущества в виде льготных тарифов, и вынуждая других нести повышенные расходы, в связи с применяемыми к ним более высокими тарифами. Данные расходы сказываются на себестоимости и приводят к повышению цены реализации продукции, что ставит данные предприятия в заведомо невыгодное экономическое положение и лишает возможности конкурировать на равных условиях с другими субъектами, к которым со стороны элеватора применяются более льготные тарифы.

Факт нарушения антимонопольного законодательства был установлен Решением № 83 от 10.10.2012 года.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Решение № 83 от 10.10.2012 года и Предписание № 36 в течении 3-х месяцев в судебном порядке обжаловано не было. Таким образом, Решение № 83 от 10.10.2012 года вступило в законную силу и данным решением установлен факт совершения нарушения антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Указанное нарушение допущено ОАО «Новоалександровский элеватор» в 2012 году, место совершения правонарушения - г. Новоалександровск Ставропольского края.

12.12.2012 года (вх. № 15162) ОАО «Новоалександровский элеватор» представило Маркетинговую политику, в которой был прописан порядок предоставления скидок и надбавок, что свидетельствует о том, что предписание № 36 было исполнено.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, было возбуждено и рассмотрено дело об административном правонарушении № 50 в отношении ОАО «Новоалександровский элеватор». По результатам рассмотрения было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1.441.861,41 рублей.

В Акте проверки № 385 от 17.07.2012 года были зафиксированы факты установления элеватором различных расценок на оказываемые услуги, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данные обстоятельства нашли свое отражение в Акте № 385.

На основании обстоятельств, зафиксированных в Акте № 385, определением от 04.09.2012 года было возбуждено дело № 83 о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Решением № 83 от 10.10.2012 года комиссия антимонопольного органа признана в действиях ОАО «Новоалександровский элеватор» факт злоупотребления доминирующим положением. Выдано предписание № 36 об осуществлении действий направленных на недопущение нарушения антимонопольного законодательства в будущем.

12 марта 2013 года в присутствии представителя общества Ивановой Л.Б. составлен протокол об административном правонарушении, из текста которого следует, что элеватором установлены различные расценки на оказываемые услуги.

Место и время рассмотрения материалов административного дела по существу указаны в тексте протокола об административном правонарушении врученном представителю общества (том №1 л.д. 32-35).

Постановлением от 27 марта 2013 года общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 441 861,41 рублей. 

Не согласившись с постановлением административного органа общества обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

Из содержания примечания к статье 14.31 КоАП РФ следует, что в целях применения главы 14 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, работ) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральных формах.

Следовательно, в силу статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации должна определяться из всех поступлений за услуги по приемке, хранению и отгрузке зерна (товарный рынок хранения зерна - ОКВЭД 63.12.3), полученную ОАО «Новоалександровский элеватор».

Действующее законодательство не содержит ссылок на то, что хранение зерна интервенционного фонда не относится к деятельности по приемке, хранению и отгрузке зерна (товарный рынок хранения зерна - ОКВЭД 63.12.3) или учитывается в отличие от статьи 249 Налогового кодекса РФ. Заявитель не привел ни одной ссылки на законодательство в подтверждение своего довода.

Для ОАО «Новоалександровский элеватор» был рассчитан минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 14.31 КоАП РФ и примечания к ней, с учетом всех имеющихся смягчающих обстоятельств. Ни КоАП РФ, ни какие-либо иные нормативные документы не содержат иного порядка расчета штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ.

В части 2 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части. 1 статьи 4.2 настоящего

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу n А61-1141/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также