Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу n А22-464/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 10 сентября 2013 года Дело № А22-464/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.06.2013 по делу № А22-464/2013 (судья Д.Г. Конторова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Салын» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Салын» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 21.02.2013 №П-03.3/02-2013 по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к штрафу в сумме 50 000 рублей. Заявление мотивировано тем, что общество не является субъектом применения части 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (далее - Закон №7-ФЗ), статьи 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ (далее - Закон №96-ФЗ) и статьи 8.41 КоАП РФ, поскольку не осуществляет деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, в том числе по размещению отходов производства и потребления, с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме того, административным органом был нарушен установленный законом порядок привлечения к административной ответственности. Решением от 19.06.2013 суд требование заявителя удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия от 21.02.2013 №П-03.3/02-2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Салын» к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом не установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Не согласившись с таким решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 19.06.2013 отменить и отказать в удовлетворении требований общества об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия от 21.02.2013 №П-03.3/02-2013 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению апеллянта действия административного органа в полной мере соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами административного дела, а выводы суда о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса, противоречат материалам дела. Отзыв на апелляционную жалобу не поступал. Административный орган и общество времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие административного органа и общества в соответствии со ст. 156 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя РЭК РИ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба административного органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, в ходе проведенной управлением с 05.02.2013 по 19.02.2013 плановой выездной проверкой по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлено, что общество, имеющее в штате 3 человека, осуществляет деятельность по добыче песка при разработке Салынского месторождения, в результате которой образуются производственно-бытовые отходы, которые вывозятся на свалку Троицкого сельского муниципального образования. Отчет об образовании, использовании и размещении отходов за 2010-2012гг., а также журнал учета движения отходов производства и потребления, паспорта отходов I-IV класса опасности, договор со специализированной организацией на размещение и утилизацию (захоронение) отходов обществом не представлены. В нарушение статьи 73 Закона №7-ФЗ и статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее - Закон №89-ФЗ) руководитель общества и соответствующий специалист не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обществом оказывается также негативное воздействие на окружающую среду путем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от работы двигателей автомобиля марки ВАЗ-21093 и экскаватора ЕК-18-20, которым к тому же производятся выбросы неорганической пыли, образующейся при разработке месторождения и при погрузке песка в автомашины, но платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012гг. не производились, о чем составлен акт от 19.02.2013 (л.д.33-36). Протоколом от 19.02.2013 зафиксировано, что обществом не производилась плата в 2010-2012гг. за негативное воздействие на окружающую среду в виде отходов (без указания количества: мусор от бытовых помещений, отработанные свинцовые аккумуляторы со слитым и не слитым электролитом 2 и 3 класса опасности, масла моторные отработанные, отработанные автомобильные фильтры 3 класса опасности, обтирочный материал, загрязненный маслами, шины пневматические отработанные, лом черных металлов несортированный, отработанные тормозные колодки), а также выбросов в атмосферный воздух автомобилем марки ВАЗ-21093 и экскаватором ЕК 18-20 (л.д.44-46). Постановлением административного органа от 21.02.2013 №П-03.3/02-2013 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей (л.д.47-48). Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Суд первой инстанции удовлетворяя требования заявителя, указал, что Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ). Из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления усматривается, что адморганом вменено обществу невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в нарушение части 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ и статей 23 и 28 Закона №96-ФЗ, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ. Как видно из акта проверки от 19.02.2013, обществом допущены нарушения статей 14, 15, 19 Закона №89-ФЗ, статей 16, 39, 73 Закона № 7-ФЗ и статьи 28 Закона №96-ФЗ, выразившихся в неведении учета и журнала в области обращения с отходами производства и потребления, отсутствии учета отходов и паспортов отходов 1-IV классов, документа о прохождении обучения на право работы с указанными отходами, а также в неуплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду от образовавшихся отходов производства и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Статья 14 Закона №89-ФЗ имеет наименование: Требования к обращению с опасными отходами. Частями 2, 3 названной статьи Закона №89-ФЗ обусловлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, для чего должны составляться паспорта отходов I-IV класса опасности. Статьей 19 Закона №89-ФЗ закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельности в области обращения с отходами, вести учет и представлять отчетность в компетентные органы. Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности (статья 15 Закона №89-ФЗ). Плата за размещение отходов установлена статьей 23 Закона №89-ФЗ. В статье 1 Закона №89-ФЗ даны понятия терминов: обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Далее разъясняется, что хранение отходов - это содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона №89 устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из содержания перечисленных норм Закона №89-ФЗ следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, о чем имеется правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 17.03.2009 №14561/08. На осуществление указанной деятельности требовалась лицензия в соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.1991г. №128-ФЗ, действовавшего в 2010-2011гг., и требуется лицензия в силу пункта 30 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ, вступившего в законную силу с 03.11.2011г. Вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих осуществление обществом деятельности по обращению с отходами, размещению отходов, а также образование опасных отходов в процессе его деятельности в смысле, придаваемом Законом №89-ФЗ. Принимая во внимание положения Закона №89-ФЗ и установленные обстоятельства дела, суд полагает, что полученные отходы в процессе деятельности общества (мусор от бытовых помещений, отработанные свинцовые аккумуляторы со слитым и не слитым электролитом 2 и 3 класса опасности, масла моторные отработанные, отработанные автомобильные фильтры 3 класса опасности, обтирочный материал, загрязненный маслами, шины пневматические отработанные, лом черных металлов несортированный, отработанные тормозные колодки) не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьями 14, 15, 19 Закона №89-ФЗ, в связи с чем административного органом неправомерно сделан вывод в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении о нарушении обществом названных норм Закона №89-ФЗ. Требования административного органа о внесении обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду основаны на статьях 16 Закона №7-ФЗ и 28 Закона №96-ФЗ. Негативным воздействием на окружающую среду статья 1 Закона №7-ФЗ называет воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 1 6 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу n А63-1069/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|