Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу n А61-652/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 10 сентября 2013 года Дело № А61-652/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Баканова А.П., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства финансов России в лице УФК по РСО-Алания, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания на решение от 09.07.2013 по делу № А61-652/2013 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания, по иску ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в РСО-Алания (ОГРН 1062632033760) к Министерству финансов России в лице УФК по РСО-Алания 3-и лица: Министерство финансов РСО-Алания Министерство образования и науки РСО-Алания АМС Кировского района АМС Ирафского района о взыскании 6 140 144 руб. 49 коп. при участии в судебном заседании представителей от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания: Чехоев С.Р. представитель по доверенности №91-13 от 01.01.2013, УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в РСО-Алания (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) о взыскании 6 140 144 руб. 49 коп. убытков, связанных с предоставлением в период с 01.01.2008 по 01.08.2011 льгот по оплате газа педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Ирафского и Кировского районов РСО-Алания в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании). К участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания, АМС Кировского района, АМС Ирафского района и Министерство образования и науки РСО-Алания. Решением от 09.07.2013 суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания 482781 рубль 60 копеек убытков возникших в связи с предоставлением в период с 01.01.2010 по 01.08.2011 льгот отдельным категориям граждан и 4222 рубля 33 копейки в возмещение уплаченной госпошлины. Всего 487003 рубля 93 копейки, в остальной части иска отказал. Не согласившись с решением суда, Министерство финансов России в лице УФК по РСО-Алания, общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания обжаловали его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность. Министерство финансов России в лице УФК по РСО-Алания просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований к Минфин России отказать. Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания просит отменить решение в части применения срока исковой давности и отказа во взыскании убытков в виде компенсации морального вреда и судебных расходов. Правильность решения от 09.07.2013 года проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев дело, проверив доводы жалоб, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, выслушав представителя истца, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Шестнадцатый арбитражный суд считает решение суда подлежащим изменению в части, в апелляционной жалобе Минфин России необходимым отказать, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) в редакции, действовавшей до 11.01.2011, работники учреждений образования в сельской местности были наделены льготами по предоставлению бесплатного отопления и освещения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам образования и здравоохранения, устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитывается в межбюджетных отношениях. Таким образом, до определенного момента, государство гарантировало вышеуказанным категориям граждан предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от платы за газ, потребленный для отопления жилья. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. Исходя из положений статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансирование указанных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не предусматривает финансирование рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 2012 году педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности Республики Северная Осетия-Алания, неоднократно обращались в суды с исками к газоснабжающей организации о перерасчете сумм, начисленных к уплате за газ, использованный для отопления жилья в период с 01.01.2008 по 01.08.2011. Несмотря на то, что меры социальной поддержки граждан представляют собой обязательства государства, и не могут быть возложены на коммерческие организации (в соответствии с пункта 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права других лиц, в том числе, юридических), суды удовлетворяли иски граждан полностью либо частично, обязывая газовую компанию произвести заявителям перерасчеты начисленных за газ сумм с учетом льгот. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 156/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 24 853 руб. 14 копеек и взыскал 15 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-155/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 43 888 руб. 34 копеек и взыскал 15 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-154/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 27 443 руб. 19 копеек и взыскал 15 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-153/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 19 705 рублей 19 копеек и взыскал 10 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-152/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 14 242 руб. 73 коп. и взыскал 10 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-151/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 26 558 руб. 04 коп. и взыскал 15 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-150/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 25 098 руб. 90 коп. и взыскал 15 000 рублей судебных расходов. Решением Кировского районного суда РСО-Алания по делу № 2-149/2012 от 09.10.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на 2 594 руб. 35 коп. и взыскал 10 000 рублей судебных расходов. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 29.08.2012 года, суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 207 969 руб. 69 коп. и взыскал 75 000 рублей судебных расходов, 50 000 руб. морального вреда. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 29.08.2012 года по иску Химилоновой Р.И., Газдаровой Л.М., Хасцаевой Р.Х., Дедегкаевой Р.М., Кардановой Л.М., суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 207 969 руб. 69 коп. и взыскал 75 000 рублей судебных расходов, 50 000 руб. морального вреда. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 29.08.2012 года по иску Озиевой Т.Т. Айдаровой Ф.М. Будаевой Р.Д. Нигкоевой Т.С. Албегоновой Л.Т., суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 149 930 руб. 90 коп. и взыскал 75 000 рублей судебных расходов, 50 000 руб. морального вреда. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 29.08.2012 года по иску Медоевой Ф.О., Гадзаоновой И.Ф., Токаевой М.М., Кертанова Л.Т., Васильевой И.И., суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 124 589 руб. 37 коп. и взыскал 75 000 рублей судебных расходов, 50 000 руб. морального вреда. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 14.11.2012 года по иску Назыровой Л.Г. и Костанаевой Л.М., суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 49 396 руб. 20 коп. и взыскал 50 000 рублей судебных расходов. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 14.11.2012 года по иску Казаховой В.Х., Тамаевой А.Г., Малиевой Б.Х. и Цориевой Т.М., суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 120 427 руб. 09 коп. и взыскал 100 000 рублей судебных расходов. Решением Ирафского районного суда РСО-Алания от 02.11.2012 года по иску Кардановой М.Б., Гасановой А.Р., Дзагуровой А.Д. и Дзатцеевой Л.Х, суд обязал истца произвести перерасчет на сумму 109 456 руб. 75 коп. и взыскал 100 000 рублей судебных расходов. Решением Ирафского районного Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу n А15-219/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|