Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2013 по делу n А15-94/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                              

02 сентября  2013 года                                                                              Дело № А15-94/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27  августа  2013  года.

Полный текст постановления изготовлен  02 сентября  2013  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Жукова Е.В.,    Марченко О.В.,                                          

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                  Потаповым М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Левашинский район» на решение от 23.05.2013 по делу № А15-94/2013 Арбитражного суда Республики Дагестан,

по  заявлению индивидуального предпринимателя Магомедова Гасана Магомедовича (ИНН 052102103177, ОГРНИП 304052136500029)

к Министерству здравоохранения Республики Дагестан,

 администрации муниципального района «Левашинский район»

о взыскании о взыскании 3 095 249, 37 руб. задолженности, процентов за просрочку платежа, 30 тыс.руб. судебных издержек расходов на оплату услуг адвоката (учетом уточнения требований),

в отсутствии участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

 индивидуальный предприниматель Магомедов Гасан Магомедович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Дагестан (далее - Министерство), администрации муниципального района «Левашинский район» (далее - администрация) и государственному бюджетному учреждению «Левашинская центральная районная больница» (далее - больница) о взыскании с ответчика 3 095 382 руб. задолженности, в т.ч. 2 616 664 руб. основного долга за выполненные подрядные работы по договору от 19.03.2010, заключенного между истцом и администрацией муниципального образования «Левашинский район», 478 718 руб. неустойки (пени) за просрочку уплаты задолженности, а также 30 000 руб. расходов на оплату правовых услуг (с учетом изменения к исковому заявлению).

Решением  от 23.05.2013  суд  взыскал с администрации в пользу индивидуального предпринимателя 2 616 664 руб. задолженности за выполненные по договору от 19.03.2010 подрядные работы, 478585,37  процентов за просрочку платежа, всего - 3 095 249 руб.37 коп, а также 20 тыс. руб. судебных издержек на оплату услуг представителя (адвоката). В остальной части в удовлетворении требования о взыскании судебных издержек отказал, в  удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Республики Дагестан отказал.

Администрации муниципального района «Левашинский район» не согласившись с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Изучив доводы апелляционной  жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из  следующего.

Как правильно установлено арбитражным судом первой инстанции предприниматель зарегистрирован в указанном статусе и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с 15.01.2002, состоит на налоговом учете, имеет лицензию на осуществление строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом от 07.05.2008 № Е 076175. свидетельство от 28.05.2010 № ССРД 000352 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

13.07.2009 между администрацией (заказчик) и предпринимателем (подрядчик) по результатам проведенного открытого аукциона (протокол №3 от 04.03.2010) заключен договор подряда, согласно которому подрядчик обязался осуществить за период с 20.03.2010 по 15.05.2010 капитальный ремонт Центральной районной больницы с. Леваши Левашинского района, РД. Заказчик обязался произвести оплату по форме №3 с учетом роста цен на день оплаты и оплатить подрядчику 35% аванса от стоимости сметы для приобретения строительных материалов. Стоимость поручаемых подрядчику работ по настоящему договору подряда определена на основании сметы и составляет 244157 руб. в ценах 2000 года. К договору имеется приложение по форме №4- локальный сметный расчет, утвержденный главой администрации Магомедовым М.М.

Согласно акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 02.06.2010 и справке от 03.06.2010 о стоимости выполненных работ за март-май 2010 года по форме КС-3 подрядчиком на указанном объекте выполнены работы (мозаичные полы хирургического отделения и операционного корпуса) на сумму 2 212 259 руб. (по ценам 2010 года). Работы от подрядчика приняты заказчиком (от имени заказчика акт подписан главным инженером Управления строительства и ЖКХ администрации Левашинского района Исаевым Ильясом Магомедсаламовичем) без каких-либо замечаний. Справка по форме КС-3 от имени заказчика подписана главой администрации Магомедовым М.М. и скреплена гербовой печатью администрации.

Актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.12.2011, составленного между заказчиком и подрядчиком, администрация за подписью ее главы Магомедова М.М. и главного бухгалтера Бурганодинова Б.М. подтвердили наличие задолженности на сумму 17 904 248 руб. в пользу предпринимателя Магомедова Г.М.

Письмами от 02.11.2012 и 27.12.2012 предприниматель обратился к главе администрации с просьбой произвести оплату за выполненные и сданные заказчику подрядные работы с учетом индексации. Письмом от 15.02.2013 администрацией заявителю дан ответ о том, что объекты здравоохранения, находящиеся на балансе администрации, переданы на баланс Минздрава Республики Дагестан, в связи, с чем просил для решения спорного вопроса обратиться в указанное министерство.

На обращение предпринимателя от 18.02.2013 по спорному вопросу министерство письмом от 20.03.2013 сообщило, что министерство не являлось государственным заказчиком по капитальному ремонту в 2009-2011 годах ЦРБ с. Леваши и участковой больницы с.Хаджалмахи Левашинского района и не заключало с предпринимателем государственный контракт. По государственным контрактам (договорам), заключенным до 01.01.2012, ответственность несут территориальные муниципалитеты, так как названные расходы не являются обязательствами республиканского бюджета Республики Дагестан.

Считая, что ответчики необоснованно уклоняются от погашения спорной задолженности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон № 94-ФЗ) установлено, что размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Статьей 40 Закона №94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если аукцион признан не состоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 38 настоящего Федерального закона и контракт заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведении аукциона.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По  своей правовой природе заключенный сторонами договор подряда от 10.03.2010 для удовлетворения муниципальных нужд и исполненный со стороны подрядчика в силу части 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации являются договором строительного подряда.

В материалы дела заказчиком и подрядчиком представлены доказательства того, что указанный договор администрацией с предпринимателем заключен с соблюдением требований Закона № 94-ФЗ по результатам проведенного открытого аукциона на размещение муниципального заказа. Протоколом аукционной комиссии от 04.03.2010 №3 аукцион (лот №3- Капитальный ремонт и реконструкция ЦРБ с.Леваши) признан несостоявшимся, заказчику - администрации МР «Левашинский район» рекомендовано заключить муниципальный контракт в единственным участником аукциона, подавшим заявку, с индивидуальным предпринимателем Магомедовым Гасаном Магомедовичем. Извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете «Дагестанская правда» и размещено на сайте в сети Интернет www.dagtorgi.ru.

В указанном договоре подряда указаны все существенные признаки подобных сделок, в том числе цена договора, начало и окончание подрядных работ, определены порядок производства работ, приемки выполненных работ и их оплаты, порядок разрешения возникших споров и т.д. К договору имеется приложение локальный сметный расчет, утвержденный заказчиком (главой администрации).

Предпринимателем обязательства по договору от 19.03.2010 исполнены, выполненные подрядные работы сданы заказчику и последним по акту формы № КС-2 от 02.06.2010 и справке по форме №КС-3 от 03.06.2010 на общую сумму 2 212 259 руб. приняты в установленном порядке без замечаний по объемам, стоимости и качеству выполненных работ. Однако заказчик оплату принятых работ не произвел.

Суд первой инстанции правильно счел, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района «Левашинский район», с кем предпринимателем Магомедовым Г.М. был заключен договор подряда для муниципальных нужд от 19.03.2010 и кем от подрядчика приняты выполненные работы. Основания возложения солидарной ответственности ответчиков перед истцом по делу судом не установлены.

Последующая безвозмездная передача больницы в 2012 году из муниципальной собственности в республиканскую собственность с изменением ее организационно-правовой формы для квалификации спорных правоотношений значения не имеет, поскольку перевод долга от администрации (должника) к министерству в соответствии со статьями 391, 392 Гражданского кодекса Российской Федерации (по правилам статьи 389 ГК РФ) не произведен.

Приложенные предпринимателем и администрацией к материалам дела документы справки по форме №КС-3 от 28.05.2012, 10.01.2013 и акт сверки расчетов от 17.01.2013 о наличии задолженности за больницей (третьим лицом по рассматриваемому делу) в силу статей 67, 68 АПК РФ являются недостоверными, поскольку отсутствует основание возникновение данных обязательств у больницы.

Таким образом, суд первой инстанции, обоснованно отклонил доводы представителя соответчика о том, что администрация по спорным правоотношениям не является надлежащим ответчиком по делу.

Стоимость работ, указанных в акте по форме №КС-2 от 02.06.2010 (по ценам 2000 года), совпадает со стоимостью работ, отраженных в справке о стоимости выполненных работ по форме №КС-3 от 03.06.2010 (по ценам 2010 года), подписанные главой администрации. Акт приемки выполненных работ от 02.06.2010 по форме №КС-2 от имени заказчика подписан главным инженером Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Исаевым И.М. в соответствии с полномочиями, предоставленными указанному должностному лицу в соответствии с Положением (с приложением к нему) о юридическом лице, учрежденного администрацией Левашинского района.

Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работы выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно).

Ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств заказчика по договору от 19.03.2010 перед подрядчиком. Наличие за собой задолженности на сумму 2 212 259 руб. подтверждается материалами дела, в том числе актом сверки взаимных расчетов между предпринимателем и администрацией по состоянию на 01.12.2011. Заключенный сторонами договором от 19.03.2010 было предусмотрено, что заказчик обязуется произвести оплату по форме №КС-3 с учетом роста цен на день оплаты.

Согласно справке ГБУ РД «Региональный центр Республики Дагестан по ценообразованию в строительстве» от 09.01.2013 №2-1/1/1, выданному по заявлению истца по результатам произведенных расчетов изменения сметной стоимости СМР к базисной стоимости на объект «Капитальный ремонт и реконструкция ЦРБ в с.Леваши Левашинского района», по прогнозному уровню цен в соответствии с индексами-дефляторами Минэкономики Российской Федерации на 1-кварптал 2013 года установил расчетные индексы для применения при взаиморасчетах за выполненные работы в пределах цены контракта

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2013 по делу n А15-2046/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также